Диалог с тенями умерших

Елена Алдашева, Театральная Афиша столицы от 1 марта

Владислав Наставшев выпустил «Повесть о Сонечке» по одноименному прозаическому сочинению Марины Цветаевой. Марину сыграла Евгения Крегжде, заглавную героиню — Ксения Трейстер, а все мужские роли, обобщенные в программке до «Он», — Константин Белошапка.

Любимая Наставшевым трехмерность, буквальный отрыв от земли и условно-пустое пространство на камерной Новой сцене воплотились в образе театра-чистилища. На паркете песчаный холм, как бы омытый волной прилива — и высыпавшийся из кулис сквозь приподнятую щель-проем в темном заднике. Перекошенная мебель, как бы сшибленная волной: шкаф-гроб, нагромождение стульев в углу как пустые зрительские места. Герои спектакля и цветаевских воспоминаний — студийцы Вахтангова, и на внутреннем конфликте между привязанностью к ним и неприятием поэтом театра как такового строится драматургия постановки.

Но Марина в спектакле — в портретном цветаевском парике и условном костюме тридцатых — не возвращается из эмигрантского 1937-го, когда пишется «Повесть…», в московскую зиму 1918–1919-го, когда общалась с артистами. Она ведет диалог с тенями умерших, воскрешает их в своей памяти. «Развеивает пепел» и «делает надгробие», как сама говорит, хотя пепел тут только сигаретный. Истомленная невоплотимой любовью, бесконечно включенная в жизнь тех, за кем со скрытыми слезами и невероятной теплотой наблюдает, она принимает решение о возвращении на родину. Неслучайно «рамка» обоих актов — песни, написанные и исполненные Наставшевым: в начале — из посвященного Юрию Завадскому цикла «Комедьянт», в конце — об одиночестве вдалеке от родины.

Обреченная, любящая, не по-цветаевски обращенная вовне своей нежностью Марина Евгении Крегжде — принципиально новая для актрисы роль, удивительная в точности сдержанных красок. Сложный ритм прозы поэта она превращает в живую, мнимо простую речь, при этом пульсация метафизики остается не только в действии, но и в словах. И еще больше — в том, как она сосредоточенно молчит, смотрит, мягко откликается на происходящее. Ради этого сочетания боли и любви в предчувствии и ожидании финала уже стоило бы поставить «Повесть о Сонечке».