«Горькое воспоминание»
А.П. Чехов «Попрыгунья»
«Горькое воспоминание»
Режиссер «Попрыгуньи» Айдар Заббаров уже зарекомендовал себя как мастер поэтических спектаклей по прозаическим текстам – идя своим путем, он эстетически наследует обоим учителям, Сергею Женовачу и Фариду Бикчантаеву. При уважительном отношении к духу чеховского текста, с буквой его в спектакле обращаются весьма вольно, стремясь сделать рассказ, сконцентрированный на внутренних метаморфозах главной героини, более полифоническим и игровым.
Всмотреться во всех участников любовного треугольника, показать, как ошибка и ложь разъедают каждого из них. Свобода инсценировки позволяет избежать архаичности. Это ненавязчивое переосмысление – самое интересное в спектакле.
Главных героев, Дымова и Ольгу Ивановну, играют однокурсники Ян Гахарманов и Евгения Ивашова – распределение выглядит точным попаданием в типажи. Прописанная у Чехова разница в возрасте выносится за скобки – важнее разница мироощущения двух людей на пороге несчастья. Его предчувствие витает в атмосфере воздушно-светового мира с самого начала – с рассказа Ольги Ивановны о знакомстве с Дымовым, звучащем как горькое воспоминание. Ее богемные друзья ведут разговоры об искусстве, стоя на тех же столах, что потом разместятся в прозекторской, одном из мест работы доктора Дымова. Его работа – вдохновенная и прозаическая, ритмизованная и страшная – здесь представлена куда подробней, чем жизнь художников. Она так же ненавязчиво современна, как и песня композитора Петра Налича, звучащая на одной из вечеринок.
Дымов и Ольга Ивановна друг друга действительно любят – но не понимают. А художник Рябовский (Юрий Поляк) покоряет ее своей свободой, раскованностью и внутренним надломом. Роль Юрия Поляка – удача спектакля: не похожая на прежние работы актера, она становится квинтэссенцией принципа «Попрыгуньи» – соединения внешне чеховских типажей с остросовременным, узнаваемым психологизмом. Драмы героев – артистического Рябовского, мягкого Дымова, тайно неуверенной в себе Ольги – построены на сегодняшней диалектике чувств, реакций, отношений. И на страхах этих людей: страхе потери свободы, любви и даже самих себя. Потери будущего, которое все они представляют по-разному. Но оно, по слову Налича, обречено «уйти на закат».