Худрук Театра Вахтангова Римас Туминас: Молодые режиссеры попадают в мир безумия, который сегодня нас окружает

Юлия Малькова, ФАН от 23 марта 2021

Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас признался ФАН, что часто не понимает современных молодых режиссеров, которые в желании как можно быстрее добиться успеха пытаются шокировать публику.

Российский и литовский театральный режиссер в преддверии Всемирного дня театра поделился своим пониманием миссии режиссера и актера, порассуждал о современном зрителе и рассказал, чем запомнится столетний юбилей Вахтанговского театра.

«Все мысли о столетии театра»

— Римас Владимирович, мой звонок застал вас в Литве. Я правильно понимаю, что вы не оставляете Малый театр, основанный вами в Вильнюсе, и заняты сейчас работой в нем?

— Нет, не совсем так. Я покинул Россию, потому что в ноябре была плановая проверка моего состояния здоровья в Германии, но пришлось там задержаться до декабря. Потом была назначена операция на февраль, а из-за карантина я не мог вернуться в Москву. Вот уже две недели восстанавливаюсь, все лучше и лучше себя чувствую.

Я захожу в Малый театр, но конкретных постановок у меня нет. Я просто интересуюсь, наблюдаю за тем, что делают молодые, мои бывшие ученики: как они работают во время карантина, как репетируются спектакли в режиме онлайн, как движется Малый театр. Я теперь как отец — наблюдаю за ними, но ничего конкретного не делаю.

— Когда вы планируете вернуться к работе в Театре имени Вахтангова?

— Я на днях как раз еду в Москву на Всемирный день театра и продолжу репетиции спектакля «Война и мир». Они начались еще прошлой осенью, а затем продолжились в формате онлайн. К сожалению, вот в это время я похоронил своего близкого друга, композитора Фаустаса Латенаса — мы 30 лет вместе работали, все спектакли шли под его музыку. Надо было и это пережить. Но сейчас все восстанавливается, и все мысли теперь о спектакле, о репетициях и о столетии театра, которое будет 13 ноября 2021 года.

— Можно ли сказать, что постановка «Война и мир» будет главным событием этого юбилейного года, каким стал российско-греческий спектакль «Царь Эдип» на 95-летии Театра имени Вахтангова?

— Да, но я не хочу сглазить, я немного суеверный. Думаю, что это будет один из наших лучших спектаклей. Весь ноябрь будет посвящен столетию театра, мы сыграем репертуар этого месяца, как симфонию. Но пока я не могу сказать, какой именно спектакль будет сыгран 13 ноября. Этого достойны многие спектакли Юрия Бутусова, например, «Король Лир». Или постановка «Ромул Великий» Уланбека Баялиева на Новой сцене. Мы отберем спектакли для ноября, чтобы это был очень сильный месяц. У нас будет строгий просмотр в апреле-мае.

Важно отметить, что из всех запланированных 14 премьер, которые мы подтвердили осенью на открытии этого сезона, все осуществились. Ближайшая премьера, которая состоится — «Обещание на рассвете» по Ромену Гари в постановке Лейлы Абу-аль-Кишек с Григорием Антипенко и Анной Дубровской. А 12-я премьера, приуроченная к Всемирному дню театра, — спектакль Ольги Субботиной «Театр» по роману Сомерсета Моэма. В нем занято множество актеров.

Но сезон еще не закончился — мы ждем премьеры «Мертвых душ» в постановке Владимира Иванова. Самое интересное в нем — Мария Аронова во всех главных ролях. И мы, и зрители ждем ее выступления с Владиславом Гандрабурой.

— В этом сезоне также выходят спектакли, созданные в рамках вашей мастерской «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях». Расскажите об этом проекте.

— Два из четырех спектаклей уже выпущены моими учениками на Новой сцене. Нас еще ждут премьера «Дурочки» Лопе де Вега в постановке Анатолия Шульева, а также спектакль «Саломея» по Оскару Уайльду, который ставит Гульназ Балпеисова.

А до этого уже состоялись премьеры двух других моих соучеников — это «Войцек» в постановке Хуго Эрикссена и «Легенда о хромоножке» скандинавского драматурга, лауреата Нобелевской премии Бьернстерне Бьернсона в постановке Владимира Бельдияна. Эти спектакли моих учеников, молодых режиссеров приурочены к столетию театра.

ТАСС / Красильников Станислав

«Выгнать себя из театра»

— Пять лет назад, в 2016 году, Вахтанговский театр открыл новую сценическую площадку — «Арт-кафе». Как сейчас развивается это место?

— Мне кажется, что наконец-то «Арт-кафе» приобретает тот смысл и то предназначение, которые должны быть. Это не только творческие встречи с нашими корифеями, большими актерами, которые, конечно, продолжат этот сезон. Важнее всего мини-спектакли на основе драматургии, на основе литературы.

Я очень рекомендую идти на спектакль «Танго между строк» — это прекрасная постановка Натальи Ковалевой. Очень достойная работа и Анны Дубровской — «Мистер Twister», где она выступает со своей дочерью Ниной Андронаки. Не важно, что постановка проходит в «Арт-кафе» — это театральное событие малой формы. Упомянутые мною спектакли как раз отражают «Арт-кафе», которое я представлял, когда думал, как оно должно жить.

— На протяжении нашей беседы вы упоминали ваших учеников. Какие у вас взаимоотношения с молодыми режиссерами в театре? Отличается ли чем-то новое поколение?

— Иногда я могу становиться нетерпимым, иногда я злюсь, молчу и даже переживаю. Такое ощущение, что я остался один из мастеров, которые вышли из прошлого столетия, которые, может быть, слишком консервативные или академические. Но чтобы не быть обвиненным в том, что это уже вчерашний театр, я это скрываю, молчу.

Приходит новое поколение талантов — они очень начитанные, понимают, что делать, знают, что сказать. Но они еще не усвоили вопрос «как», не нашли себя. Ведь для того, чтобы найти свой стиль и язык, нужно время. У них очень много несознательного подражания, клипового мышления, неразберихи. Молодые режиссеры попадают в мир безумия, который сегодня нас окружает, они мечутся, и нет в них вдумчивой спокойности, тяготения к красоте и гармонии.

Любой жанр театра говорит об одном и том же: о потере красоты, близких, времени, жизни — все отмечено смертью. Но не обязательно использовать трагический мотив, это можно высказать и через приемы комедийного жанра. Игровая площадка театра открыта.

— Что бы вы посоветовали молодым режиссерам?

— Если говорить о молодых, то я бы дал тот же самый совет, что и Антон Павлович Чехов своему старшему брату Александру, когда последний прислал рассказ и попросил оценить его. Антон Чехов написал ему: «Хороший твой рассказ, мне понравился, но знаешь, я скажу тебе правду. Так много тебя там, везде ты и ты. Знаешь, что, мой милый, — гони себя из этого рассказа, чтобы духу твоего не было».

Нужно выгнать себя из режиссуры, выгнать себя из театра, чтобы вернуться на площадку, на это «пустое пространство» как писал английский режиссер Питер Брук. Темнота — это самое загадочное, не надо увлекаться новыми технологиями, они и не нужны нам. Актер — главный выразитель наших средств. Его Величество актер, который сегодня рвется, чтобы творить, чтобы создавать миры, которые интересно смотреть и слушать.

Немецкий поэт Лессинг говорил, что театр должен ласкать ухо и гладить глаз. Это не значит быть добрым. Очень трудно сделать красоту, которая звучала бы трагично — красоту уходящую, гибнущую. Но нужна философия наслаждения великим — литературой, поэзией, актерами.

Сейчас выпускается очень много талантливых актеров — я жадный, всех взял бы, но не могу. А режиссерами очень трудно становятся. Я бы посоветовал молодым режиссерам походить в подмастерьях два-три года или поработать осветителем. Раньше так и было: все вышли из будки осветителей, были техническими работниками, ассистентами или помощниками режиссера. Нужно походить в подмастерьях, надо мастерства набраться, надо посмотреть, надо пожить.

«Публика стала доверчивее»

— В чем состоит главная проблема современных молодых постановщиков?

— Теперь мастерства и славы так быстро хочется. Сегодня вечером — успех, а утром я уже должен быть звездой. Нет спокойного, вдумчивого взгляда и тихого призыва, когда театр может скромно протянуть руку помощи нашей жизни.

Нужно не удивлять, надо учиться быть скромным и воспитанным человеком. Я все время повторяю молодым, что им нужно прочитать и записать себе в тетрадках и на стенах театров слова Пушкина. Он говорил, что хамство, ложь и лицемерие очень льнут и приспосабливаются к современности. Прошлого они боятся, они туда не лезут. Невежество и хамство подсказывают нам, что делать, чтобы стать популярным: «Всех раздень или облей грязью, покажи себя, а я тебе помогу».

И вот эта пошлость начинает доминировать, она завоевывает молодого человека. Он получает отклики якобы за смелость и новые формы, но это временно. Как говорила Галина Волчек, это «дежурный гений». Сначала его заявки гениальные, они шокируют, он бросает все ради них. Но потом приемы кончаются, и все перестает работать. Тогда оказывается, что это уже вчерашний день, что на Западе эта мода давно прошла. Но этот человек не может сказать ничего нового, потому что не учился или плохо учился, не был подмастерьем, не прошел все круги ада.

— Вы поделились впечатлениями от молодых режиссеров. А чувствуется ли какое-то изменение в современной публике, или зритель точно так же внимает, как и 30-40 лет назад?

— Публика стала гораздо доверчивее. Она идет сегодня в театр сознательно и уже заранее доверяет, потому что некуда больше идти, чтобы жить, чтобы хотя бы на секунду забыться и почувствовать, что ты бессмертен, что смерти нет. Вот это должен учесть театр. Его миссия либо обмануть смерть, либо отодвинуть ее, либо рассказать, что человек очень нужен для жизни.

Самое важное, чтобы человек почувствовал гордость, жажду к свободе. Важно сказать, что он очень нужен. Сейчас зрители за этим приходят. Раньше они приходили, требуя какого-то веселья и дурачества, а теперь приходят побыть, услышать, разглядеть. Нам всем нужно это знать и выходить на сцену без малейшей фальши и обмана.

Актер должен прекрасно знать человека, которого он играет, вскрывать с режиссерами события, которые касаются его персонажа. Это важно — человека всегда надо любить, уважать и признавать его право на свободу и жизнь, но сейчас к нему нужно относиться особенно бережно.

Напомним, что Римас Туминас в качестве художественного руководителя возглавил Театр имени Вахтангова в 2007 году. С приходом режиссера Вахтанговский театр занял одну из ведущих позиций среди драматических театров России.

Ранее актер Театра имени Вахтангова Евгений Князев представил спектакль «Войцек», рассказывающий о трагедии человека в эпоху зарождения нацизма.