«Каждый спектакль Римаса – это событие, которое нельзя пропустить»

Театрал от 20 января 2022

Сегодня, 20 января, юбилей отмечает художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас. О самом русском литовце, поставившем едва ли не всех наших классиков, от Пушкина до Толстого, и в театральном мире ставшем абсолютной величиной, – худруки московских театров. 

Александр Калягин, председатель СТД РФ, худрук театра «Et Cetera» 

– Дорогой Римас, для меня огромное счастье поздравить тебя с юбилеем, написать о своем восхищении, о своей любви к тебе. Я не знаю, почему именно тебе удалось подойти ближе всех к разгадке вахтанговской тайны, почему именно ты уловил неуловимую вахтанговскую традицию? Что такое «фантастический реализм»? Этот вопрос я задаю себе многие годы и только в твоих спектаклях нахожу какие-то ответы. Как же повезло Вахтанговскому театру, всей российской театральной культуре, что ты возродил наш великий театр. Ты пришел в театр именно возрождать, не нарушая святых канонов, условно говоря, той театральной религии, которую здесь исповедовали. Я понимаю, насколько легче строить заново, строить свой театр, а наследовать, чтобы сохранить, вдохнуть новую жизнь, это редко у кого получается, а у тебя получилось. И за это я тебе низко кланяюсь, мои слова благодарности твоим родителям, наградившим тебя таким восхитительным талантом.

Великий, мудрейший Михаил Александрович Ульянов «угадал» тебя и привел в театр. Тогда все ревностно следили за «пришлым» режиссером: надолго ли? Где промахнется? На ком споткнется? Про кого забудет? А ты прошел все рифы виртуозно! Какой блистательный спектакль «Пристань» ты сделал с легендарными вахтанговскими артистами, каждому нашел роль не просто для того, чтобы формально занять и успокоить, а для того, чтобы дать каждому, увы, может быть, в последний раз, явить свой уникальный актерский дар. И с такой же заботой ты относишься ко всем артистам своей труппы. Сколько актерских побед, сколько новых талантливых имен возникло!

Я очень рад за артистов Вахтанговского театра, я действительно счастлив за них, что им повезло работать с таким режиссером. Каждый твой спектакль – это событие, которое нельзя пропустить. Ты сам – это событие нашей жизни, великая удача совпасть с тобой во времени. Иметь возможность говорить с тобой, пожать тебе руку, заглянуть в твои насмешливые, всезнающие глаза. Тебя нельзя не любить, меня подкупает всё: твоя полуулыбка, умный, чуть грустный взгляд, бесконечно человеческое обаяние и, конечно, талант, совершенно уникальный. Мой дорогой Римас! Я тебя поздравляю с юбилеем! Дай тебе Бог здоровья! Дай Бог! Пусть еще долгие годы Вахтанговский Дом под твоим руководством живет и процветает!

 Евгений Писарев, худрук Театра им. Пушкина

– От всей души поздравляю Римаса Владимировича с юбилеем! Я с восхищением отношусь к его работам. Его спектакли – всегда событие, особенно для людей театра. Можно не соглашаться с его точкой зрения, спорить с художественной формой выражения, не совпадать с его режиссёрским стилем, но не признавать, что он – огромная величина в современном сценическом искусстве – никак нельзя! Само присутствие такой большой личности в российском театре – большая радость. Желаю Римасу Владимировичу здоровья, вдохновения, творческих сил и новых интересных спектаклей!

Иосиф Райхельгауз, худрук театра «Школа современной пьесы»

– Я давно знаю Римаса Туминаса. Он выдающийся режиссер, объемный, мощный человек, умница! Я знаю его со студенческих лет, когда режиссерская коллегия – Анатолий Васильев, Борис Морозов и я – руководила Театром Станиславского, и он у нас ставил свой дипломный спектакль. Это было замечательно!

Спустя много лет, будучи режиссером «Современника», я приезжал с театром в Вильнюс на гастроли, и Римас потащил нас туда, где он строил свой коттедж. Он сам придумал форму камина, и этот камин буквально руками выкладывал! Я приехал к нему, естественно, с артистками, которые тогда были еще юными симпатичными девочками, а сейчас они уже знамениты. Это народная артистка Галина Петрова и Марина Хазова – моя жена, родившая мне двух прекрасных дочерей. Мы тогда с ними приехали к Римасу, выпивали и впервые затопили этот камин. Скажу вам, я вообще впервые в жизни видел горящий камин! Римас в тот вечер столько всего рассказывал… А было это всего-навсего садово-огородное товарищество в 6 соток, хоть и в Литве, но тем не менее горел камин, на нем стоял подсвечник со свечой… Я недавно эту историю ему напоминал.

Шли годы, мы встречались в самых разных городах и странах, на фестивалях и на гастролях, и я всегда знал и знаю, что у меня есть такой замечательный, такой благородный, такой талантливый, такой самодостаточный товарищ…

Очень много слов хочется ему сказать в честь юбилея! Я недавно, как и все, посмотрел его «Войну и мир». И мне совершенно неважно, шедевр это или провал. Естественно, по гамбургскому счету, если ему это нужно, я скажу ему кучу комментариев и также с восторгом и радостью выслушаю его комментарии по любым своим работам. Но главное – не это, главное, что я могу его обнять! И я готов, если бы это было возможно, передать ему хоть частичку своего здоровья. Я знаю про его болезнь и очень хорошо его понимаю. Я сам недавно написал небольшую документальную повесть, которая называется «Протоколы сионских медсестер» на ту же тему. Поэтому я, как никто, в этом смысле могу его понять. И хочу сказать, что все театральные награды и премии – ничто по сравнению с этой прекрасной жизнью, в которой я хочу как можно дольше встречаться с моим товарищем Римасом Туминасом.

Алексей Бородин, худрук РАМТа

– Я знаю Римаса давно: познакомился с ним в конце 90-х в Рейкьявике, где он ставил спектакль в Национальном театре, а я – в Городском театре. В Исландии его обожали. Он приезжал туда со своим литовским театром на гастроли и постоянно выпускал спектакли. Я был на премьере «Трех сестер», где мы и встретились. Он сразу покорил своим совершенно особым, очень сильным обаянием.

Римас не просто режиссер, он творец своего театрального мироздания, которое наполнено смыслом, вдохновением, талантом. Он всегда – в свободном полете воображения, интеллектуального и эмоционального подъема. И главное – он всегда знает, зачем он делает свою работу в самом высоком профессиональном смысле слова.

Что меня поразило в премьере к 100-летию театра – помимо того, что сделана она во всеоружии мастерства – так это мир, который создает Римас: настоящий, неподдельный, искренний – и глубокий. Это общие слова, но мощное впечатление от «Войны и мира» – квинтэссенция всего, что свойственно спектаклям Туминаса. Это обращение к каждому, с одной стороны, с пониманием человека, а с другой – с очень большой требовательностью к человеку. Это толстовская правда, поданная в совершенной театральной форме. Сейчас он, конечно, на пике своей славы. Но я просто уверен, что Римас знает еще очень много того, чем щедро делится со зрителями и, в частности, со мной. На его спектаклях складывается впечатление, как будто всё, что я вижу, обращено ко мне лично. Мне кажется, это очень важно в театре. И, конечно, я безмерно благодарен за это. Хочу пожелать Римасу здоровья, а еще – гармонии ума и сердца, насколько это только возможно в нашем трудном мире.

Евгений Каменькович, худрук театра «Мастерская Петра Фоменко»

– Мне посчастливилось знать Римаса ещё когда он учился в ГИТИСе, и уже было понятно, что он режиссер от бога. А позже он удивил Москву своими спектаклями, поставленными в Вильнюсе… А то, что сейчас происходит с Театром Вахтангова – это чудо. Наверное, каждый человек, который интересуется театром, мечтает залезть в голову к Римасу, потому что невозможно представить, как ему приходят такие решения?! Мне кажется, что со временем Римас все повышает и повышает планку мастерства. Меня совершенно поразила сцена первого бала Наташи Ростовой в премьерном спектакле «Война и мир». Наташа вальсирует абсолютно одна на огромной пустой Вахтанговской сцене. И не нужны ни оркестр, ни гости. Непонятно, как можно так филигранно придумать сцену, в которой Войницкий стреляет в профессора Серебрякова. Как можно в «Царе Эдипе» заставить говорить греческий хор на неизвестном для нас языке, да так, что это будет казаться божественным провидением. А то, как Римас десять лет назад удивил Москву своей «Пристанью», а теперь и совершенно необычным праздником, устроенным к столетию Театра Вахтангова! Эти юбилейные торжества задали всем театрам такую планку, что… Скоро у нас тоже будет юбилей, но я даже не знаю, как можно удивить зрителя после всего этого?! От души желаю Римасу, чтобы его искусство никогда не заканчивалось, жило и продолжалось в его учениках. Я желаю Римасу здоровья и только здоровья! Таких людей, как он, в мировом театре – единицы.

Виктор Рыжаков, худрук театра «Современник»

РИМАС ТУМИНАС
отчего же, звучание этих протяжных, как будто специально подобранных и срифмованных между собой букв, совершенно не оставляют никакой  надежды на твоё повседневное спокойное, почти прозаическое существование…

РИМАС ТУМИНАС
почему же на территории этих созвучий место остается лишь для неожиданно обрушивающейся всепоглощающей поэтической стихии…
да-да, поэтической стихии… и получается, что попадая в это чудодействие, автором которого является редкая художественная человеческая субстанция по имени

РИМАС ТУМИНАС
ты можешь уже не сомневаться, что тебе не удастся спрятаться в раковину собственного равнодушия и отсидеться там тихонько-спокойненько, и уж точно у тебя не получится отдохнуть в покойной беспредметной собственной пустоте…

РИМАС ТУМИНАС
означает, что все твои внутренние механизмы будут сейчас задействованы и не оставят никакой надежды на безболезненное спокойное прозябание…да-да, придется потрудиться, именно потрудиться, потрудиться всеми фибрами души своей, всеми рецепторами своего человеческого существа…

РИМАС ТУМИНАС
и вот… вас уже ждет встреча, встреча с другими, несегодняшними вашими мыслями, совершенно новыми вашими ощущениями, иными вашими вибрациями… вас ждет встреча с другим самим собой…

РИМАС ТУМИНАС
и всё вокруг звучит как-то по-особенному гордо и по-особенному свободно, свободно и как-то надежно… и каким-то совершенно забытым детским чувством, каким-то пронзительным юношеским волнением и трепетом наполняется всё твое существо…

РИМАС ТУМИНАС
и территория ясных мыслей, пропитанных таким простым, долгожданным и исцеляющим воздухом, особенным юмором и беспощадной самоиронией, забытой скромностью и всепроникающей любовью, как будто бы обнимает тебя

РИМАС ТУМИНАС
да, эти странно произносимые литовские созвучия наполняют тебя  прозрачной осознанностью и любовью, да-да, любовью, именно той любовью, от которой щекочет в носу и от которой захватывает дыхание, от которой хочется лишь замереть и долго долго не дышать…

РИМАС ТУМИНАС
и вот…
только теперь ты по-настоящему готов хитренько и молча кому-то там внутри себя самого улыбаться, улыбаться и как-то очень-очень осторожненько заглядывать людям в самые-самые глаза…