«Кто учитель мой? Любовь!»

Наталья Колесова, Комментарий от 18 апреля

фото — Валерий Мясников

Спектакль «ДУРОЧКА» Лопе де Вега на Новой сцене театра Вахтангова, постановка Анатолия Шульева. Продолжение проекта Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях» к 100-летию театра, в рамках которого ученики Римаса Туминаса обращаются к пьесам и авторам, связанным с вахтанговской историей. Соавторами режиссера выступили художник Мариус Яцовскис, художник по костюмам Мария Данилова, композитор Полина Шульева.

Очарование молодости и свежесть отличают эту постановку. Комедия положений с двумя сёстрами Финеей (Ксения Кубасова) и Нисой (Екатерина Крамзина), дурочкой интеллектуалкой, двумя поклонниками Лисео (Александр Галочкин) и Лауренсио (Константин Белошапка), прямолинейным женихом и пижоном-поэтом, двумя парочками влюблённых слуг, строгим, но справедливым стариком-отцом летит стремительно. Любовные пары тасуются, как колода карт, и каждый обретает в конце концов своё выстраданное счастье. Никто не ждёт от комедии глубины чувств и прозрений. Однако, насладиться есть чем — искренностью молодых актеров, легкостью исполнения пластических трюков ( из которых прыжки через забор, огораживающий периметр сцены, — самое простое), изяществом облика, соблюдением тонкой грани между игрой и юмором. В спектакле много импровизаций, и обращения в зал всегда вызывают радостный отклик. Режиссёр и актеры придумали много симпатичных мелочей: трактат от любви отстукивается на пишущей машинке в такт музыке, разгневанная Ниса жестоко обезглавливает розы из букета, преподнесенного неверным возлюбленным. В момент пробуждения в простушке-Финее чувств и мыслей над сценой парит огромная надувная рыба. Важные вещи звучат со сцены словно «впроброс», и это нечисто лишает спектакль назидательности: «Чтоб излечиться, надо разлюбить», «Взаимная любовь сладка, но слаще полная тарелка», «Забыть его, пожалуй, то же, что позабыть саму себя», «Кто учитель мой? Любовь!» Танцы, страсти, жгучая испанская песня в финале, — вот, что такое «комедия плаща и шпаги», редкая гостья на современной сцене.