Олег Макаров. Разговор со зрителем

Софья Полунина, VK от 30 декабря 2022

На днях со мной произошёл абсолютно уникальный случай. Всегда зная заранее весь состав любого спектакля Театра Вахтангова, я лишена необходимости лишний раз заглядывать в программку перед началом. И тут, в спектакле «Царь Эдип» вместо Евгения Князева в роли Тиресия на сцену выходит другой артист. Я от неожиданности даже потеряла нить повествования, но больше всего отвлеклась на мысль – КТО ЭТО? Залезть в телефон и посмотреть на сайте театра имя нового исполнителя во время спектакля не было возможности. Перебрав все варианты, я успокоила себя мыслью, что это, «конечно же», Игорь Карташёв, и, выдохнув, продолжила смотреть «Эдипа». И только на поклонах, когда «маски были сброшены», я с крайним изумлением увидела, что это был заслуженный артист России Олег Макаров, которого я тремя днями ранее видела в премьерном спектакле «Самоубийца». Сразу же возникло непреодолимое желание поговорить с талантливейшим артистом.

 — Олег, поздравляю вас с недавней премьерой «Самоубийцы». В одном из своих интервью режиссёр спектакля Павел Сафонов сказал, что вы буквально печёнкой чувствуете Эрдмана. Чем вас так увлёк этот материал?

— Возможно, скажу сейчас крамолу – мне не нравится эта пьеса. Но меня увлекла роль Аристарха Доминиковича Гранд-Скубика. Плюс в сценическом воплощении спектакля Павлом Сафоновым есть что-то неуловимо привлекательное не только для зрителя, но и для артиста.

 — Как мне кажется, эта пьеса не проста и представляет собой серьёзный вызов для артистов. А, кроме того, Павел Сафонов выбрал очень яркую форму существования, практически, гротеск. Насколько комфортно существовать в таком темпоритме?

— Темпоритм интересен, в какой-то степени даже комфортен. В моем случае вызов – это количество текста, который нужно было выучить и пропустить через себя. И вызов – ходить в обуви на таком высоком каблуке. Когда начали репетировать в костюмах, как говорится «искры сыпались из глаз», особенно дома, вечером. На какие же жертвы вы, женщины, идёте ради красоты ног на высоком каблуке!

 — Несколько дней назад вы срочно ввелись на роль Тиресия в спектакль Римаса Туминаса «Царь Эдип». Роль достаточно сложная и объёмная. Вот так, выйти на сцену в другой роли, пусть даже и в спектакле, в котором вы играете, это, наверное, большой стресс?

— Конечно стресс! Да, роль сложная и интересная, но когда ты настолько урезан во времени подготовки ввода, как было в этом случае… Помню, вышел со сцены и понял, что силы не то что на нуле, просто в минусе. Тут же вспомнил нашего недавнего героя Асю Домскую, которая ввелась на главную роль Наташи Ростовой прямо во время спектакля на гастролях в Барнауле в связи с травмой Ксюши Трейстер. С другой стороны, мы же не на работе, мы – на службе. На службе Театру, а значит, возможно всякое.

Этот ввод же произошел практически сразу после выпуска «Самоубийцы» и я был просто счастлив предстоящему выходному, потому как некая опустошенность, не скрою, была. И собственно, вероятно отказал бы в таком резком вираже всякому, но Евгению Владимировичу Князеву просто не мог.

 — Интересно, когда случаются такие экстренные вводы, то по идее партнёра «ловят» дебютанта? Как это сказывается на спектакле?

 — В напряжении все. И дебютант, и «старожилы» спектакля. В любом случае, мы уже прошли и срочные вводы в пандемию, и уже наработали способность преодолевать, помогать, сыгрываться в несколько часов. Вот в таких случаях вахтанговская сплоченность, вахтанговский дух проявляются особо ярко.

 — Могут ли зрители надеяться, что вы теперь будете играть эту роль в очередь с Евгением Князевым?

— Давайте скажу так. Я очень надеюсь, что больше силы природы не сыграют злой шутки с Евгением Владимировичем. Видите ли, артист на сцене проживает судьбы, преодолевает годы, если нужно умирает, но, к сожалению, не может подчинить себе силы природы в реальной жизни.

 — Вы сыграли Хлестакова в первом спектакле Римаса Туминаса в Театре Вахтангова «Ревизор». Помните ли вы первые впечатления от встречи с новой режиссёрской эстетикой? Какие трудности и прелести работы с Римасом Владимировичем вы для себя тогда отметили?

— У Туминаса есть уникальное свойство. У него простроен весь спектакль уже в начале репетиционного периода. Артисту предстоит услышать, зафиксировать и сделать. А вот что касается эстетики, то после выхода «Ревизора» критики, как по заказу, были единодушны в своем неприятии новой эстетики, привнесенной Римасом Владимировичем в театр Вахтангова. Той самой эстетики театра, которая и отличает его спектакли, и которая после принималась той же критикой с восторгом. Мне повезло, что в этот период поддерживал и оберегал Ульянов, ибо я только начинал служить в театре, и тогда меня можно было легко сломать. Именно Михаил Александрович Ульянов и Галина Львовна Коновалова тогда помогли выстоять все нападки на спектакль, а собственно и на моего Хлестакова.

— Вы много лет подряд играли вместе с выдающимися актёрами и личностями В.С. Лановым и В.А. Этушем. Несомненно, такое партнёрство обогащает как профессионально, так и человечески. Что лично вам это дало?

— Знаете, на эту тему можно много говорить, но постараюсь выразить мысль кратко. Дало – опыт, силу, прикосновение к великому. А позже дало боль утраты… Мне особо тяжело дался уход Василия Семёновича Ланового. Мы же долго играли с ним спектакль «Последние луны». Спектакль не густонаселенный, наш был только первый акт, а потом мы часто беседовали с ним, пока ждали окончания спектакля, поклонов. Лановой – это такая глубина, это такой Человечище, это такой Артист, это такой Патриот! Он и в 80 лет искал новые краски, новые оттенки роли, пробовал, вёл… 24 декабря мы сыграли наши последние «Последние луны», а 28 января его не стало.

 — Спектакль «Дядюшкин сон», в котором вы играли, шёл в театре 20 лет. Артисты устают от ролей, которые так долго играют или, наоборот, привыкают так, что расстаются с ними со слезами на глазах? Как у вас лично проходил такой опыт?

— Со спектаклем «Дядюшкин сон», можно сказать, я вырос в театре. Роль интересная, роль сложная. Спектакль сняли, когда Владимиру Абрамовичу стало совсем тяжело выходить на сцену. Поэтому тут не было тяжести расставания со спектаклем. Тут была тяжесть восприятия ситуации. Но, если говорить про этот спектакль, то мне до сих пор не хватает нашего творческого союза с Машей Ароновой, которую люблю и обожаю.

 — Спектаклю «Евгений Онегин» в следующем году исполняется 10 лет. Вы – практически единственный артист в этом спектакле, который играет роль без второго состава. Неужели за это время не было ни единого случая, когда вас самого нужно было срочно подменить в этой роли?

— Сейчас нас осталось, кажется, два человека, кто отыграл все спектакли. Людмила Васильевна Максакова и я. У меня был лишь однажды случай, когда не смог играть Ленского – ковид. Но тогда просто заменили спектакль. Во всех остальных случаях, как бы худо вдруг не было, но ты встаешь, приходишь в театр. А дальше случается магия сцены и ты играешь – и уже проблемы отступили.

 — Спектакль «Война и мир» идёт 5 часов. И многим артистам приходится подолгу ждать своего выхода на сцену. Чем лично вы себя занимаете в это время?

— В зависимости от ситуации. Учу роль, если это репетиционный период, смотрю спектакли на Новой сцене, как вчера, например, общаемся с коллегами. Но от ожидания выхода на сцену, устаешь больше, чем когда ты на сцене.

 — У Вас в арсенале абсолютно разноплановые роли и вас иногда сложно в них узнать. Считаете ли вы себя Мастером перевоплощения?

— Разноплановость – это прекрасно, об этом мечтает каждый артист. И я счастлив, что у меня есть разные роли. А вот про мастерство перевоплощения вам, как зрителю, виднее.

 — Знакомо ли вам чувство разочарования при работе с режиссёром?

— К сожалению, знакомо. Я, например, могу с теплотой вспомнить только про один спектакль, который ставил иностранный режиссер. Но тут может быть даже больше не проблема в режиссёре, а в том, что русский, российский театр он изначально совсем другой, чем европейский.

 — Расставьте, пожалуйста, свои приоритеты: материал, режиссёр, партнёры.

— Режиссёр, партнёры, материал.

 — С этого сезона вы – заведующий труппой Театра Вахтангова. Как решились на такой шаг?

— Знаете, с одной стороны я очень удивился такому предложению. Взял сутки на подумать. А в эти сутки понял, что мне это интересно. Ведь в своё время видел, слышал, прочувствовал, каким заведующим труппой была Галина Львовна Коновалова, которую помню и обожаю до сих пор, да собственно не только я, а все, кто соприкасался с нею. С другой стороны, театр Вахтангова – это мой родной театр, мой второй дом и если мне дают шанс что-то преумножить, что-то изменить, то должен воспользоваться этим шансом.

 — Изменились ли, кстати, каким-то образом ваши взаимоотношения с коллегами? Всё-таки когда вы были на равных в своей актёрской среде, это одно, а когда вы стали заведующим труппы это другое.

— Нет-нет. Изменилось лишь то, что у меня появились новые обязанности. Стало меньше свободного времени. Чаще стал звонить телефон. Чаще приходится переживать за кого-то из артистов, пытаться помочь. Но я как служил сцене театра, так и служу, как мы играли спектакли, так и играем.

 — Наверняка, как зритель вы тоже ходите в театр. Что из последних работ вас особенно впечатлило?

— Этот театральный сезон, ввиду репетиций нового спектакля, количества гастролей театра и необходимостью теперь мне отсматривать и студенческие спектакли моей родной Щуки, у меня совсем плох с просмотром премьер Москвы. Очень долго собирался, но наконец, вырвался на «Ревизора» в театре Олега Табакова, хотя он уже далеко не премьерный. Вот после этого спектакля я​ был под впечатлением.
И еще буквально вчера посмотрел в перерыве между своими выходами в «Войне и мире» первое действие недавней премьеры нашего театра – спектакля «Генерал и его семья» в постановке Светланы Земляковой. Был в положительном смысле удивлен и потрясен спектаклем и на некоторых наших молодых артистов посмотрел другими глазами, поскольку у ребят получились действительно интересные работы.

 — Мой любимый вопрос актёру-мужчине: какую бы женскую роль вы бы с удовольствием сыграли?

— Роль Джулии Ламберт. Хотя, если честно, с трудом могу представить себе такой проект в принципе.

 — У вас есть традиция – обмениваться со зрителями по почте новогодними открытками. Много открыток вам присылают? Что зрители вам пишут, помимо поздравлений? Всем успеваете отвечать?

— О! Это случайно пришедшая мне идея, которая живет уже третий год. Про нее некоторые подписчики в моих соцсетях (которые, кстати, сейчас веду, крайне неактивно) даже напоминают уже в районе сентября. В современной скоростной жизни, в век сотового телефона и интернета действительно не хватает общения, душевности общения. Поэтому идея с открытками, подписанными живым почерком, видимо, и пользуется таким вниманием. Кого-то уже узнаю, поскольку переписываемся в предновогодний период уже не один год. Радует география, поскольку я явно не медийный артист, но поздравления приходят не только из Москвы, а значит, театр живёт, театр необходим, если спектакли смотрят не только по месту прописки театра, но и на гастролях, в онлайн-трансляциях. Радует, что пишут иногда даже школьники и студенты. То есть то поколение, которое уже совсем не застало традиции поздравления открытками и знакомо только с интернетом. Получаю очень душевные послания, в этом году кто-то вместе с открыткой и бандероли даже отправлял. Это потрясающе! Значит кто-то ещё, кроме открытки, тепло своей души отправил. А что касается ответов, то сейчас жёсткий цейтнот. Иногда чувствую, что прямо не хватает группы Снегурочек, чтобы помочь ответить. А если серьезно, то отвечаю всем обязательно. Тоже делюсь своим душевным теплом. Бывает, правда, открытка приходит в конце января, поздравлять с Новым годом уже неактуально. Тогда отправляю открытку к 8 марта.

Софья, а вас без открытки, потому как приятно общаемся здесь, поздравляю с наступающим Новым годом. Желаю здоровья и приятных, волнующих, вдохновляющих встреч с Театром.

Уверена, мастерство перевоплощения и феноменальная способность Олега Макарова к срочным вводам может спасти, в случае чего, и спектакль «Театр». Но лучше пожелаю прекрасному артисту ярких разноплановых ролей в новых постановках и поздравляю его и всех, кто дочитал наше интервью, с наступающим Новым годом! Счастья вам, здоровья, любви и исполнения заветных желаний!