Отзыв на спектакль «Матрёнин двор» в студии театра Вахтангова
Темнота. Далекие гудки паровозов,звук шатунов локомотива. Звук нарастает и нарастает, становится гулким, грохочущим. Шатуны неумолимо надвигаются, расплющивают вас ….
По существу в светозвуковой преамбуле вахтанговской постановки «Матрёнин двор» — весь рассказ Александара Солженицина. И именно она определяет эмоциональный и тональный настрой пьесы, ей задается определенный культурный код, ведь автор постановки -режиссер Владимир Иванов- творчески использует приемы советской и российской театральной школы.
Конечно, вспоминается советская постановка пьесы «Носорог» Эжена Ионеско столичным «Театром на Юго-Западе» 80-х годов, когда грохот от топота табуна копыт диких африканских животных внезапно сменялся тишиной и из темноты проявлялись очертания носорога.
Идея- обратиться к раннему произведению Солженицына и сыграть спектакль вдвоем по «Матрёнину двору» принадлежит Александру Михайлову. Матрёнин двор — это дом Матрёны. Действие пьесы разворачивается вокруг и внутри дома, построенного для Матрёны. Строительный материал -доски, из которого он сделан. Дом постоянно претерпевает изменения, постоянно переделывается, перестраивается на сцене в буквальном смысле, и, наконец, из него делается гроб для Матрёны.
Звуковое решение спектакля, довольно аскетично и минималистично. Фоновые шумы сильно не вторгаются в драматургическую канву истории, рассказываемой актерами -Александром и Еленой Михайловыми. Привлекательность и одновременно новизна постановки возможно заключается в том, что в истории богатой персонажами совсем не чувствуется их отсутствия: всё заменяет эмоциональный рассказ Александара и Елены, который происходит как от лица играемых ими персонажей, так и от лица автора.
Созданная Александром и Еленой Михайловыми разноименность и разнозванность убедительна и смыслово многогранна, и, возможно, во многом благодаря такому решению подчеркивается, что все люди вокруг Матрёны -из одной материи, из одной плоти.
Безукоризненная игра актеров, периодически прерываемая лишь грохотом досок, выводящим из оцепенения зрителей, очень верно создает картину будничной трудовой бесконечной жизни небольшого селения. А такая трудная женская судьба оказывается судьбой Святой…
Нужна ли такая трагичная история сейчас и понятна ли она современным людям? Думается, нужна сейчас нисколько не меньше, чем тогда, в непростое политически и трудно понимаемое сегодня время написания этого рассказа — начала 60-х. Ответ на этот вопрос частично дали школьники, которые составляли большинство аудитории спектакля 12 декабря. Они, конечно, по разному реагировали на происходящее. Но, пожалуй, больше всего запомнилась одна девочка, которая вышла после окончания спектакля в слезах.
Несомненно и сейчас такие же святые, как Матрёна, живут и незаметно работают вокруг нас, и как водится, об их непоколебимости и необыкновенном достоинстве и вере окружающие узнают только после смерти.
Но почему-то возникает уверенность, что у посмотревших этот спектакль или прочитавших рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор» жизнь сложится счастливо и их «телега не развалится на переезде», а если это не дай Бог случится — никто не пострадает, потому что «огни паровоза на перегоне будут включены».