«Первая любовь последнего года». Забытый роман Слепухина на сцене Вахтанговского театра

Наталья Анисимова, ВК, Телеграм от 14 ноября

После спектакля «Первая любовь последнего года», который поставил Анатолий Шульев на Симоновской сцене Вахтанговского театра, в памяти сами собой вспыхнули флэшбеки всех светлых советских детских книг, прочитанных в детстве и ставшими маячками – как поступать правильно, что недопустимо, что такое хорошо и что плохо.

Имя автора книги «Перекрестки» Юрия Слепухина по праву могло бы стоять в одном ряду с Гайдаром, Кавериным, Осеевой, Катаевым. Но судьба распорядилась иначе. Шестнадцатилетним подростком его вместе с семьей немцы угоняют на принудительные работы в Германию, затем жизнь забрасывает его в Аргентину, и лишь в конце 60-х он возвращается в СССР.

Масштабную серию своих романов о Второй Мировой он начинает именно «Перекрестком». Повезло тем, кто прочитал книгу 1962 года (переизданную в 1988-м) – это редкие издания. Режиссер Анатолий Шульев признался, что потрепанный старый экземпляр ему дала жена, и он проглотил его за ночь.

История может показаться наивной. Но в ней просто и ясно обозначены самые важные вещи в жизни человека – любовь, дружба, честь, долг. Этими простыми истинами пронизан весь спектакль.

Действие начинается в 1936 году и обрывается на пороге 1941-го. Странное, сложное время – чистых помыслов, высоких устремлений, несокрушимой веры в светлое будущее. Именно такой взгляд на жизнь имеют главные герои – школьники Сережа и Таня, Люся и Володя.

Конечно же, спектакль в первую очередь про любовь. Про первую любовь в жизни человека. Про первые в жизни робкие неумелые поцелуи, разочарования, ссоры и примирения. И про первые непоправимые потери.

Анатолий Шульев говорит, если бы я не нашел идеальных героев, то не стал бы ставить спектакль. Но он их нашел – Егора Разливанова (Сережа), Анну Ляхову (Таня), Григория Здорова (Володя), Марфу Пашкову (Люся). Молодые актеры будто сошли со страниц романа – здесь явно сработала какая-то волшебная театральная магия. Легкие, искрящиеся как бенгальские огни, честные, открытые, по-детски наивные.

Было невероятно интересно наблюдать, как раскрываются их характеры по мере взросления, вместе с движениями их душ. По отдельным мыслям, словам и поступкам уже вырисовывается будущий контур их судеб. Идеалист Володя начинает замечать несправедливости в обществе, артистичная Люся вопреки себе нацелена поступать на физмат, чтобы скопировать путь матери-ученого. Таня решительно борется за свою любовь, а для Сережи и его брата Николая (Михаил Коноваленков) желание защитить близких абсолютно естественный императив.

Эти дети взрослеют на наших глазах. Из веселых щенков и гадких утят превращаются в лебедей.

Но им не дано догулять свою юность. Не находились они в кино, не накатались на коньках, не нацеловались, не налюбились. Война обрывает их юность на самом взлете.

Войны в спектакли нет. Она еще не началась для всех, но уже идет. Таню часто мучают ночные кошмары, как ее дядя-танкист Николаев (Артем Гурин) горит в подбитом танке где-то в далеком монгольском Халхин-Голе. Мама Сережи (Вера Новикова) теряет на Финской войне старшего сына. А из репродуктора доносятся сводки о том, как немецкие войска стягиваются к советским границам.

Отдельное спасибо за достоверность быта: за побитые коленки Тани, девочки-сорванца (я разглядела синяки на фотографиях), мужские короткие курточки и цветастые крепдешиновые платья с модными тогда плечиками. Это заслуга художника по костюмам Марии Данилиной. А сцену, где разворачивается эта история, оформил Максим Обрезков.

И конечно, спектакль отличается особой, пронизывающей музыкальностью. Музыка Полины Шульевой создает гармонию в этой светлой и тревожной повести о поколении, чью юность оборвала война.

Спектакль начинается и заканчивается, воспроизведенным на ИИ голосом диктора из 30-х годов. «Голубой цвет неба неоднозначен. Все, что мы видим, слышим и ощущаем — это всего лишь фрагмент мира ограниченный эволюционными возможностями нашей…».

История, которую в мирное время мы восприняли бы как светлую ностальгию, по-особенному близка и понятна нам сегодня.

ВК: https://vk.com/wall220113275_6811
ВК клип: https://vk.com/wall220113275_6849

Телеграм:
короткий https://t.me/pamsik1/673
видео https://t.me/pamsik1/674
рецензия https://t.me/pamsik1/677

Телеграф:
https://telegra.ph/Pervaya-lyubov-poslednego-goda-Zabytyj-roman-Slepuhina-na-scene-Vahtangovskogo-teatra-11-13
Блог (с индексацией в Я.Поиске): https://pamsik.livejournal.com/352748.html