«План выполнен блестяще»

Анастасия Евтефеева, Театрал от 11 ноября 2021

Кирилл Крок подвел итоги празднования 100-летнего юбилея Театра Вахтангова

13 ноября Театр Вахтангова отметит свое 100-летие «Днем тишины», открыв двери для всех желающих. Гости смогут увидеть выставку костюмов, реквизита и декораций в фойе, погулять по театру, зайти в кабинет художественного руководителя и директора. Об этом и других итогах реализации правительственной программы по празднованию 100-летнего юбилея рассказал директор театра Кирилл Крок на заседании оргкомитета, где также выступили его сопредседатель и глава Центробанка Эльвира Набиуллина, замминистра культуры Алла Манилова и худрук театра Римас Туминас.

Эльвира Набиуллина, сопредседатель оргкомитета и глава Центробанка РФ:

Я бы хотела поздравить всех актеров, худруков, сотрудников театра, всех нас с этим замечательным праздником – юбилеем Театра Вахтангова. В августе 2019 года вышел указ президента о праздновании 100-летия и был создан наш оргкомитет. Мы вместе готовили насыщенный план мероприятий и, насколько я понимаю, практически весь его выполнили. Конечно, никто не ожидал, через какие испытания, начиная с 2020 года, придется пройти театру и всем нам. Но несмотря на пандемию и ограничения, удалось провести юбилейный год, сделав его заметным событием культурной жизни. И в целом спектаклей было сыграно даже больше, чем в предпандемийном году, и гастроли прошли несмотря ни на что. Но часть проектов, конечно, выходят за пределы года – в том числе создание «Дома-музея Евгения Вахтангова во Владикавказе». Я знаю, насколько для театра это важно. И надеюсь, что он сможет вернуться к активной гастрольной деятельности, насытить тот голод по прекрасным постановкам, который у нас, зрителей, накопился за все это время. Я была тронута, когда узнала, что 13 ноября, в день юбилея, театр будет проводить «День тишины», когда любой человек может зайти в театр, пройтись, вспомнить любимые спектакли и предвкусить новые постановки. По-моему, это очень тонкая, душевная инициатива. Для меня очень много значит причастность к празднованию юбилея любимого театра. И, конечно, я благодарю всех членов оргкомитета, которые внесли свой вклад в то, чтобы празднование состоялось и понравилось, прежде всего, зрителям.

Алла Манилова, статс-секретарь и замминистра культуры РФ:

От имени Министерства культуры я присоединяюсь к самым трепетным поздравлениям театру. Как отметила Эльвира Сахипзадовна, план выполнен и выполнен блестяще, как и все, что делает Театр Вахтангова. У нас огромный опыт юбилеев всероссийского масштаба. Министерство культуры – профильное ведомство, отвечающее за памятные даты. Но это один из редчайших случаев, когда театр все берет на себя. В данном случае Кирилл Игоревич не оставил нам как учредителю пространства для сложной работы.

Мы все знаем, что Театр Вахтангова – это один из самых выдающихся, художественно состоятельных и финансово успешных театров России. И, конечно, это заслуга замечательного управленческого тандема – Римаса Владимировича и Кирилла Игоревича. За 13 лет новой истории на шести сценах театра поставлено 107 спектаклей – это треть всех спектаклей, поставленных за всю 100-летнюю историю театра. За этот период театр совершил более 200 гастролей более чем в 50-ти городах России и 72 городах из 28-ми стран мира, включая Париж, Женеву и Нью-Йорк. Многократно бывал В Германии, Испании, Италии, Израиле, Турции, Америке, Канаде, на Кубе.

Сегодня в репертуаре театра 52 спектакля: на Основной сцене 21, на Новой – 13, на Симоновской – 13, в Студии – 5. И более 25 программ и спектаклей постоянно идут в Арт-кафе. Посещаемость, которая важна не только потому, что дает театру внебюджетные доходы, но и потому что говорит о популярности, востребованности и любви зрителей, составляет более 96%. Это высочайшая планка, одна из самых высоких среди российских театров. И за последние годы 195 артистов и сотрудников театра были удостоены государственных и ведомственных наград.

На 2022 год мы увеличиваем участие Театра Вахтангова в нашей программе «Большие гастроли», в рамках которой за счет софинансирования со стороны Министерства культуры наши театры могут гастролировать, ездить друг к другу в гости и выходить за рамки привычных двусторонних связей.

Римас Туминас, художественный руководитель Театра Вахтангова:

Меня очень поразило и взволновало письмо Юлии Константиновны Борисовой, которая поздравила нас, театр, и тех, кто создавал эту легенду. К 90-летию мы делали спектакль «Пристань», где как раз Борисова цвела, как и все наши корифеи. Три года назад мы вынужденно попрощались со спектаклем, потому что уходили наши большие артисты и уносили его в небеса. Но когда репетиции только начинались, я с труппой поделился замыслом «Пристани» и сказал: «Когда столетие будем отмечать, сделаю настоящий концерт, капустник в традициях нашего театра». В зале воцарились пауза и удивление: «А что, он еще на десять лет?» Вот десять лет и прошло. Я шутил тогда, не думал сам, что дождусь этого дня.

Но чем дальше работаю, тем больше нахожу общий язык с актерами. Это нелегко. Главное – выстроить ансамбль, понимание ансамблевости. Дом, как привыкли мы называть театр, он развалился. Жизнь его развалила… И уже нет того, что было раньше. Но мы через спектакль, через ансамбль мы хотим сохранить дух единства. И я своим спектаклем посылал такие сигналы. Не утверждал, что именно таким наш театр или мои постановки должны быть, но подавал сигнал, что есть какая-то тайна, которую мы вечно будем угадывать в этой сценической черной коробке. Все режиссеры хотят угадать, что же за коробку мы себе построили, кресла поставили и не знаем, что в этой темноте творится. Постепенно мы поняли, что в этой темноте живут ангелы. Она требует красоты. Она молчит, но может наказать. Она может принимать, если ты любишь. Любишь жизнь, любишь человека, соболезнуешь ему, жизни его трудной. Надо откликаться на боль!

Я давно пришел к выводу, что современный театр – это способ мышления. И от приемов современного театра – инсталляций, экранов, телевизоров – я отказался. Вы увидите, что в «Войне и мире» этого нет. Вообще нет ничего, что я использовал раньше. Отказался от грязи, от крови. Конечно, есть мнение, что чем больше грязи, крови, пота и краски, тем больше театра. А на сцене друг друга надо раздевать, рвать, кричать непонятные монологи под громкую музыку… Это я уже два года терплю вокруг. Извините, я не о себе опять же, а о нас. Ведь нас окружает эта жизнь. Обман. Тотальный обман. Во всех сферах. И мы уже так привыкли, что нас обманывают и мы обманываем, что это стало нормой, и нет сил сопротивляться. У Толстого есть такая мысль, вы ее услышите в спектакле.

Я Пушкина вспоминаю и через «Евгения Онегина» иду дорогой к Толстому. И уверен, что сегодня время другое. Вот потому я долго терпел и терплю этот «крутой» театр, где круто играют, круто решают, безумно трактуют… Сейчас время нянек, бабушек, которые бы рассказали нам красивую или страшную сказку вечером и уложили спать, чтобы мы видели добрые сны, а утром просыпались и шли на работу. Наступает и должно наступить время няни, над которой крест, как Пушкин писал. Я хочу, чтобы вы вот это почувствовали. И уверен, это заложено в «Войне и мире». Мы долго копали этот глубокий канал сквозь легкий песок. И нашли в нем воду. Хорошая вода. Сами напились и вам будем предлагать.

Отчет Кирилла Крока о проделанной работе в рамках 100-летия Театра Вахтангова:

Создание фирменного стиля к 100-летию театра
На всей рекламной продукции к основному логотипу Театра Вахтангова добавлен юбилейный. Разработан новый сайт театра. Теперь это один из примеров того, как нужно позиционировать собственный театр. А наши афиши и рекламные стенды в фойе снабжены QR-кодами. Любой человек может поднести к ним свой телефон и перейти на наш сайт, который адаптирован под любую версию мобильного телефона.

Организация юбилейного гастрольного турне
Оно началось в сентябре 2019 года в Париже, где триумфально при полном зале шесть раз были сыграны спектакли «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня». Нужно понимать, что Мариньи, где мы выступали, – это частный театр, и все понимали: если не все билеты будут проданы, то обе стороны понесут большой финансовый убыток. Но билеты «разошлись» за две недели до начала гастролей, после которых крупнейшие французские газеты посвятили огромные полосы своих газет нашему театру.

Из Франции труппа отправилась в Германию, а оттуда на родину Римаса Туминаса в Литву. Там мы сыграли три раза спектакль «Фальшивая нота», который увидели почти 7000 зрителей. Затем спектакли Театра Вахтангова посмотрели в Стамбуле, Нурсултане, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, снова в Париже, в Калиниграде.

Были заключены договора с Латвией, Эстонией, Китаем, Англией, Грузией, США, Канадой, Германией и Литвой. По России были запланированы гастроли в Нижний Новгород, Архангельск, Самару, Пермь, Омск и Новосибирск. Была сделана огромная работа: все контракты были заключены, аспекты приезда обсуждены, технический райдер и гастрольный план согласованы. Но случилась пандемия и наши планы, увы, не состоялись. В рамках 100-го сезона Театр Вахтангова сыграл 1021 спектакль, из них 48 – на гастролях, что является абсолютным рекордом за всю вековую историю.

Мы не доехали до Австралии на Международный театральный фестиваль. Поэтому 5 марта на исторической сцене Вахтанговского театра в 11:30 по Москве была организована прямая трансляция «Евгения Онегина» в Австралию. Это было потрясающее событие, когда впервые такой спектакль игрался в пустом зале. Чтобы артистам было комфортнее, мы на исторической сцене поставили огромный экран, где было видно зрительный зал. Мы безумно волновались, потому что это был первый опыт трансляции спектакля вживую. Но зал в Австралии аплодировал и кричал через интернет-мост артистам и Театру Вахтангова: «Браво!» – минут семь, пока мы не закрыли занавес. Вот так мы съездили в Австралию.

Проведение фестивалей «Вахтанговский – 100» и «Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров»
В рамках первого в Театре Вахтангова прошли гастроли театров-побратимов: Красноярского ТЮЗа, Русского театра им. Вахтангова из Владикавказа и Алтайского театра драмы им. Шукшина, которому в этом году тоже исполняется 100 лет. На март 2022 года запланирован приезд Омского театра драмы. «Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров» собрал в Москве 535 театральных управленцев со всей страны, и одиннадцать тысяч человек смотрели трансляцию по интернету. Из-за ковида на 2023 год оказалась перенесена Международная конференция о наследии Евгения Вахтангова.

Показ на телеканале «Культура» записей спектаклей и документального кино о Театре Вахтангова
Так, впервые можно будет увидеть фильм «Вахтангов. Без купюр», где артисты прочитают письма режиссера к своим ученикам, Станиславскому и Немировичу.

Модернизация звукового и механического оборудования Основной сцены, которую удалось провести, не закрывая театр на ремонт. Теперь Театр Вахтангова обладает одним из современнейших сценических комплексов, чем очень гордится.

Выпуск серебряных юбилейных монет Центробанка, которые уже стали редкостью.

Создание «Дома-музея Вахтангова» во Владикавказе
С 60-х годов прошлого века, когда театр впервые приехал во Владикавказ с «Принцессой Турандот», этот дом с коммунальными квартирами хотели расселить и снести. Когда это услышала Юля Константиновна Борисова, то после спектакля, а в зале тогда было всё местное руководство, она сказала: «Как же вы хотите уничтожить дом Вахтангова? Этого делать нельзя! Это наше все!» Ее услышали.

Мы приехали туда на гастроли 7 лет назад и увидели, что за эти годы на дом повесили мемориальную табличку. Тогда у нас родилась идея спасти его. Все меня отговаривали, считали, что я не понимаю, какого это – расселять дом с коммунальными квартирами… Сейчас люди получили новое жилье, а здание передали в собственность Театра Вахтангова. Строители приступили к ремонту крыши, которая будет покрыта исторической черепицей XIX века. А в планах – до холодов закрыть периметр дома, перейти к инженерным сетям и внутренней отделке. И уже в следующем году во Владикавказе открыть новый культурный центр. На втором этаже дома мы восстановим жилые апартаменты Евгения Вахтангова, а на первом – сделаем небольшой театрально-концертный зал.

Также мы в рамках празднования 100-летия подготовили первый в истории Театра Вахтангова спектакль-променад «Путь к Турандот» – о местах Москвы, связанных с Евгением Вахтанговым. Организовали выставку об истории театра на Арбате. Провели конкурс для студентов факультетов журналистики на написание лучшей статьи о спектакле или об истории Вахтанговского театра. Поставили спектакли «Король Лир» (реж. Юрий Бутусов) и «Войну и мир» (реж. Римас Туминас). Также был открыт памятник Вахтангову. «На сегодня это одно из украшений Арбата. У него фотографируются, ему оставляют цветы, трут заветный ботинок Вахтангова и загадывают желания.

В перспективе создадут цифровой архив из отсканированных исторических документов, афиш и программок, который будет загружен на сайт театра, где уже сейчас доступны книги, вышедшие к юбилейной дате: двухтомник «Вахтанговцы после Вахтангова», «Наш Этуш», поэтическая книга актрисы Елены Сотниковой и недавно отпечатанный двухтомник «Вахтангов – 100».

В январе-феврале планируется пустить по Арбатско-Покровской ветке поезд «Театр Вахтангова –100 лет» и выпустить тематическую карту «Тройка».
Этого пункта не было в правительственной программе. Но не упомянуть о нём я не могу. В дар от дочери Михаила Ульянова театр получил его кабинет. И не просто мебель, а все то, что находилось на столе. И теперь это представлено в экспозале, куда может зайти любой желающий.