Премьера спектакля «С художника спросится» на Симоновской сцене.
Режиссёр Ася Князева после камерного спектакля по сказками Андерсена вступила на историческую почву, в которой по определению мало театрального. Даже если герой постановки — легендарный Леопольд Сулержицкий, гений Третьей студии МХАТ, наставник Вахтангова, друг Чехова, Горького, Толстого, извечный оппонент «основоположников». Но случилось чудо, и композиция из писем, дневников, мемуаров, исторических справок превратилась из бесстрастной «читки» в увлекательное зрелище, полное красок и иронии, игры масок с реальными прототипами, печали, тревоги, полёта!
В спектакле сплелось много важных компонентов: деликатная и насыщенная композиция Елены Дунаевой, изящное оформление, выдержанное Максимом Обрезковым в элегантном синем тоне, музыкальная партитура из мелодий к спектаклям, осенённым присутствием Сулержицкого.
Для тех зрителей, кто не очень силён в истории отечественного театра, имя Сулера (так его звали в театральных кругах) малоизвестно. Он сам стремился пройти по жизни, как тень. Сохранилось чрезвычайно мало фотографий. Умер в 1916 году в 44 года.
Но его влияние на московский театральный мир рубежа веков огромно. И в том числе поэтому спектакль «С художника спросится» смотреть не просто интересно, но необходимо.
А ещё в нем чудесно играют, легко «перелетая» от импровизации к горечи, от буффонады к драме, актеры — Евгения Ивашова, Владимир Логвинов, Елизавета Палкина, Артем Пархоменко, Алексей Петров, Эльдар Трамов.
Парадоксальное соединение остроумия, авантюризма и трагедии, признания и непризнания… Спектакль наполнен афористичными цитатами. Вот лишь одна : «Ну, какой он толстовец? Он просто — «Три мушкетера», не один из трех, а все трое!» (Л.Н.Толстой).
«С художника спросится» — знаменитая статья-манифест Евгения Вахтангова, давшая название спектаклю, посвящена служению театру в понимании тех подвижников, которые строили его на заре века. Их самоотречение, служение и верность таланту, праздничное отношение к искусству, — все это парадоксальным образом находит отклик в современности. Есть глубокая мудрость в том, что заключительные слова спектакля — мудрые и вечные мысли Сулера — произносятся «из-за кадра» голосом Римаса Туминаса, художественного руководителя нынешних Вахтанговцев. И после паузы с легкой улыбкой (которая слышится в интонации) звучит признание в любви «дорогим моим артистам».