«Риск, профессионализм, азарт и отвага: Вахтанговский театр открыл 105-й сезон»
16 сентября Основная сцена Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова ожила под светом софитов. Здесь, без посторонних глаз, театр вспомнил свое прошлое, отметил настоящее и набросал контуры будущего – сезона, где каждый шаг на грани, как у канатоходца над бездной.
Сбор труппы открыл директор театра Кирилл Крок – его программная речь стала манифестом. Обращаясь к собравшимся, он вспомнил слова основателя театра Евгения Вахтангова: «Давайте жить по законам студийности»! Театр – это дом, и мы должны его беречь, быть одной семьей и жить одним дыханием, задачами и целями этого дома – продолжил К. Крок.
Подведя итоги 104-го сезона, Крок отметил рекордные сборы, гастроли по 15 городам и 8 премьер, которые собрали свыше 300 тысяч зрителей. Особо подчеркнул недавние гастроли в Китайской Народной Республике, состоявшиеся в год 80-летия Победы во Второй мировой войне.
В конце августа и сентябре 2025 года вахтанговцы уже в шестой раз за последнее десятилетие покорили Поднебесную, выступив в трех крупнейших городах – Пекине, Шанхае и Шэньчжэне. Китайские зрители увидели два спектакля, давно ставшие хитами в КНР: пушкинский «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса и «Дядя Ваня» А.П. Чехова.
«Эти гастроли – мост между культурами, где русская классика нашла отклик в сердцах миллионов. В Пекине зал аплодировал стоя, в Шанхае – аншлаги, а в Шэньчжэне нас встречали как друзей», – поделился К. Крок, подчеркивая, что тур стал частью Года культуры России и Китая. «Мы – лучший театр страны, и наша цель – оставаться им, усиливая позиции через амбициозные проекты и укрепление труппы», – заявил он, обрисовывая векторы: от классики к современным интерпретациям, от уличных мероприятий на Арбате до мировых фестивалей.
Зал, полный вахтанговцев – от ветеранов до новичков, – затаил дыхание, когда директор передал слово главному режиссеру Анатолию Шульеву. Тот, с привычной лаконичностью, озвучил план постановок: до восьми премьер, где Гете, Манн и Хемингуэй встретятся с шекспировскими страстями и булгаковским мистицизмом.
Но прежде чем перейти к новинкам, театр склонил голову перед теми, кто ушел. Минутой молчания почтили Агнессу Петерсон – народную артистку, чьи роли в «Феллини 8½» и «Театре» стали эталоном точности и глубины. Также отметили мемориал бывшему главному режиссеру театра Юрию Бутусову – коллаж из чернобелых фото, установленный в фойе накануне. Он поставил в театре четыре спектакля, и вклад его значительный.
Не забыли и юбиляров, отметивших даты летом, во время отпуска: Марину Есипенко, Юлию Рутберг, Евгения Князева, Андрея Ильина и Любовь Кузнецову. Цветы, объятия, вспышки камер – сцена на миг превратилась в семейный праздник, где мудрость поколений передалась эстафетой.
К. Крок также коснулся социальной миссии театра: «За последние два года Вахтанговский театр за свои кровно заработанные деньги направил более 10 миллионов рублей на помощь участникам специальной военной операции. Мы поддерживаем российских бойцов – это наш долг, наша отвага за пределами сцены». Зал ответил теплыми аплодисментами, подтвердив, что театр – не только искусство, но и солидарность.
Укрепляя «мужскую харизму» труппы, как отметил директор, театр принял новых актеров. В частности, в состав труппы были приняты четыре молодых выпускника Театрального института имени Бориса Щукина: это свежая волна талантов, готовых внести новый импульс вахтанговской школе. Среди опытных, но полных сил: заслуженные артисты России Александр Андриенко и Дмитрий Муляр, чьи работы в театре Маяковского и театре на Таганке (соответственно) добавят глубины эпическим ролям; а также Владимир Гуськов – сын Алексея Гуськова, с уже солидным багажом из театра Маяковского. «Они – не новички, но свежая кровь: профессионалы, готовые к вызовам», – подчеркнул К. Крок. Акцент на зрелой энергии обещает динамику без суеты.
Еще одно важное событие произошло на Исторической сцене. Театру Вахтангова и творческой группе фильма «Путь домой. Вахтанговские хроники» была вручена престижная премия – Первое место на VIII Всероссийском телевизионном фестивале «Золотое кольцо России» (г. Ярославль) в номинации «Спасти и сохранить». Зал тепло встретил создателей фильма – талантливых профессионалов: Марину Меркулову, Александра Мягченкова, Сергея Демушкина, Инну Меркулову, Татьяну Лучину, Юлию Седову.
А затем слово было передано главному режиссеру театра Анатолию Шульеву. На большом экране вспыхнул слайд: американский канатоходец Филипп Пети балансирует над двумя нью-йоркскими высотками, Twin Towers. 45 минут без страховки, под ветром и взглядом миллионов. «Это символ современного театра, который задаст тон предстоящему сезону: риск, профессионализм, азарт и отвага», – процитировал А. Шульев. Зал взорвался овациями – в эпоху компромиссов это манифест отваги, где каждый спектакль – шаг над пропастью.
Премьерный план театра – как рискованный трюк канатоходца Филиппа Пети: напряженный и вдохновляющий. На сцене Арт-кафе состоялась первая премьера 105 сезона: моноспектакль «Старик и море» по Хемингуэю в постановке Павла Сафонова. В ноябре на Симоновской сцене – «Иосиф и его братья» по Томасу Манну, вторая премьера А. Шульева, эпопея о предательстве и прощении. Далее – «Фауст» Гете Андрея Тимошенко, «Ромео и Джульетта» с новым взглядом на трагедию, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Мэри Поппинс» в музыкальной версии. «Первая любовь последнего года» по Слепухину – еще одна шульевская новинка на Симоновской сцене. «Это сезон размышлений о выборе, где классика оживает в диалоге с сегодня», – подытожил главный режиссер.
Большая география предстоящих гастролей в новом сезоне. Лучшие спектакли театра увидят зрители: Ульяновска, Сухума (Республика Абхазия), Донецка, Мурманска, Архангельска, Воронежа, Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Самары, Сыктывкара, Ульяновска, Ярославля, Минска (Республика Беларусь).
Завершилось мероприятие анонсом от К. Крока: под крышей театра откроется «Гений места» – мультимедийное пространство, первое в российском театре. Интерактивные инсталляции, VR-экскурсии по истории Вахтангова, архивы Вахтангова, Мейерхольда и Симонова – здесь зритель нырнет в «гений» места, где каждый уголок дышит легендой. Мест всего 13! Билеты на премьеры тают, как осенний туман над Арбатом… Вахтанговцы снова на канате – и зрители, затаив дыхание, в течение нового театрального сезона будут следить за балансом между – риском, профессионализмом, азартом и отвагой!
«ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ И ИСКАТЬ ОТВЕТЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ЭТО И ЕСТЬ МОЯ ЖИЗНЬ».
Интервью с Кириллом Кроком, директором театра им. Вахтангова.
ДТ. Кирилл Игоревич, давайте начнем с ваших недавно закончившихся гастролей в Китае. Вы представили два знаковых спектакля – «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня». Не надоел ли китайской публике «Евгений Онегин»?
Кирилл Крок. В Китае – нет, не надоел. Зрители готовы и дальше его смотреть. Но я сказал нашим китайским партнерам, что нам, как театру, важно переключить их внимание на новые постановки, созданные за последние три года. Возить «Евгения Онегина» в шестой раз – это уже перебор. Они, конечно, немного расстроились.
ДТ. Какие планы на будущее? Есть ли уже наметки по новым гастролям в Китае?
Кирилл Крок. Еще два года назад, когда вышел спектакль «Амадей», мы договорились, что он отправится в Китай в 2026 году. А второе название определим в декабре — январе, когда китайские продюсеры приедут к нам отсматривать спектакли. Вместе выберем, что поедет.
ДТ. Складывается впечатление, что в Китае вас встречают как родных. Это так?
Кирилл Крок. Да, вы правы. Эти отношения выстраивались 11 лет с нашими китайскими продюсерами. Мы ежегодно делаем совместные проекты, они приезжают к нам в Москву, мы к ним. Это уже больше, чем просто сотрудничество – это дружба.
ДТ. Каковы итоги гастролей?
Кирилл Крок. Главный итог – в Китае, похоже, появится молодежный фан-клуб «Дяди Вани»! А если серьезно, гастроли прошли в рамках межправительственного культурного обмена, приуроченного к 80-летию Победы и образования КНР. Мы дали 12 спектаклей в трех городах – Пекине, Шанхае и Шэньчжэне. Около 16 тысяч зрителей посетили наши постановки, залы на 1600 мест были заполнены в среднем на 90%. Это отличный результат.
ДТ. Недавно вас наградили благодарственным письмом Союза театральных деятелей РФ за вклад в образовательную программу фестиваля «Золотая маска» в Казани. Расскажите об этом.
Кирилл Крок. Это не моя личная заслуга – все участники программы получили такие письма. Идея провести «Золотую маску» в Казани принадлежит Владимиру Машкову, Председателю СТД России, который вдохновился открытием нового татарского театра Галиаскара Камала. Опыт оказался востребованным, и теперь несколько регионов России борются за право принять престижный фестиваль. Это правильная тенденция – культурная жизнь не должна концентрироваться только в Москве.
ДТ. Для вас лично, что значит эта награда?
Кирилл Крок. Приятно, что мою работу – лекции, мастер-классы, общение с коллегами – отметили. Это общественная деятельность, и такие письма – знак того, что она не прошла незамеченной.
ДТ. Перейдем к открытию сезона. Какие цели ставит перед собой лучший театр России на предстоящий год?
Кирилл Крок. Цель одна – выпускать качественные спектакли. Это самое сложное: сделать постановку, которая будет художественно значимой, успешной у публики, с аншлагами, интересной для артистов и признанной профессиональным сообществом. Формулы успеха нет. Мы выпускаем 7–8 премьер в год – это много, но таков наш подход: из них 2–3, надеюсь, станут хитами, еще несколько будут близко к цели. Это селекция, и с этим ничего не поделаешь.
ДТ. А как сочетаются творческие и коммерческие задачи?
Кирилл Крок. Коммерческий успех вытекает из творческого. Если спектакль качественный, на него будут аншлаги, дорогие билеты и ломящаяся публика. Мы никогда не подминаем творчество под коммерцию, но идем на риски. Например, в прошлом сезоне мы выпустили «Идиота» с четырьмя молодыми актерами и Анной Дубровской. Это не звездный состав и не типичный вахтанговский спектакль, но без таких рисков театр не развивается.
ДТ. Вчера вы упомянули образ канатоходца, говоря о театре. Что вы имели в виду?
Кирилл Крок: Это точный образ. Работа над спектаклем – как хождение по канату: ты не знаешь, куда приведет дорога. Начинаешь с выбора материала, репетиций, декораций, костюмов – это огромные затраты и всегда неизвестность. Может, дорога приведет к храму, а может – в тупик. Бывает, что постановка заходит в тупик, и это часть процесса.
ДТ. На открытии 105 театрального сезона вы почти дословно произнесли слова отца-основателя театра Е.Б. Вахтангова: «Давайте жить студийно». Что это значит для сегодняшнего театра Вахтангова?
Кирилл Крок. В театре Вахтангова 122 артиста – это сложный организм. Я призываю жить дружно, как говорил кот Леопольд, думать о том, что хорошо для театра, а не только о себе. Если каждый будет тянуть одеяло на себя, можно потерять театр – не здание на Арбате, а театр как дом, как общее дело. Потеря интереса, веры в себя и в профессию – это самое страшное для артиста.
ДТ. Расскажите о новом музейном мультимедийном пространстве в театре.
Кирилл Крок. Это важный проект, дань великим людям, работавшим в театре. У нас есть уникальные архивы, и хранить их в папках, не показывая, – неправильно. Мы создали интерактивную экспозицию без экскурсовода. В полутемной комнате заиграет музыка, включится свет, заработают видеопроекторы, и мы театральным языком расскажем о великих спектаклях и режиссерах. Покажем письма Мейерхольда Вахтангову, костюмы, артефакты, дошедшие с 1921 года, когда здесь был особняк купца Берга. Это популяризация нашей истории и сохранение самоидентификации театра. Презентация пройдет 22 сентября, но места ограничены – всего 13 человек за раз для комфорта. Оформлял пространство Максим Обрезков, наш главный художник, а идея моя. Думаю, это первый подобный проект среди театров.
ДТ. Вы столько делаете, ездите, строите планы. Реализуете проекты. Зачем вам это? Не проще ли жить спокойно?
Кирилл Крок. Спокойно жить – это не для меня. Я езжу с театром на гастроли, потому что директор должен быть с труппой. Театр последние 10–15 лет живет интенсивной жизнью: мы открыли новые сцены, научились играть параллельно, разводить артистов, продавать и рекламировать спектакли, добиваться аншлагов. Это результат огромной работы. Сейчас перед нами стоит вопрос: что убирать из репертуара, чтобы выпускать новое? Жить в театре – значит задавать вопросы и искать ответы каждый день. Это и есть моя жизнь.
