Театр им. Евг. Вахтангова Л. Зорин «Варшавская мелодия» На перекрестке судеб

Елена Алдашева, Театральная Афиша столицы от 31 мая 2023

На Симоновской сцене Вахтанговского театра играют дипломный спектакль студентов Щукинского института, поставленный Владимиром Ивановым. «Варшавская мелодия» («Перекресток») по двум пьесам Леонида Зорина — история невозможной любви в исполнении дуэта артистов, Полины Рафеевой и Ивана Захавы.

«Перекресток» — авторский сиквел той же истории, встреча героев спустя 30 лет. В спектакле Иванова он становится рамкой, началом и финалом; вся «Варшавская мелодия» — долгий флешбэк. Молодые артисты играют три возраста персонажей: пожилых, зрелых и совсем юных. И делают это не только на удивление точно, минуя соблазны типажности — возрастные, национальные и «ретро».

Ретро как такового здесь и нет, хотя действие прочно привязано ко времени: конец 40-х, конец 50-х, середина 90-х. Легкие намеки в аскетичном визуальном решении и стильных костюмах, но в смыслах и способе существования — все сегодняшнее. И заносящий сцену снег (видеопроекция) словно долетает в зрительный зал, бликами расходясь по кирпичным стенам. Но тем острее понимание невозможности чуда: противоположности притягиваются, и можно поверить в послевоенную любовь хрупкой гордой Гелены из Польши и спокойно-уверенного солдата победившей армии. Однако его непонимание ее страхов, трезвости и выстраданного жизнелюбия — свидетельство того, что «политика», увы, не только внешняя сила, безразличная к человеку, но и то, что живет в твоем собственном сознании.

В финале, когда Гелена станет прямой, как струна, сохранив иронию, а Виктор — вальяжным и ворчливым, он произнесет страшный публицистический монолог о том, как в XXI веке «Россия еще пойдет спасать Европу». Гелена не ответит, это уже ни к чему. Эпикриз ясен. Неслучайно последние слова Гелена обрывает, произнеся с грустно-вопросительной улыбкой: «И все-таки он меня…» Любит? Любил? Или не узнал?..

И холодок, который пробегает от иных диалогов влюбленных, очевидно, приходит от актерского ощущения сегодняшнего дня. При всей органичности артисты сохраняют дистанцию между собой и героями во всех эпизодах. И наблюдать за этим удивительным приближением-осмыслением, проживанием-игрой почти три часа по-хорошему неспешного, «несовременного» по ритму действия интересно весь спектакль.

Сценическая версия и постановка: В. Иванов.
Сценография и костюмы: М. Обрезков.