«Варшавская мелодия» в постановке Владимира Иванова
Пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия» была очень популярна ещё в советское время. Её ставили и ставят во многих ведущих театрах страны. Классической же, как правило, считалась вахтанговская постановка Рубена Симонова с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым. На ее основе даже был выпущен фильм-спектакль, который имели возможность видеть миллионы телезрителей.
И вот в репертуаре театра Вахтангова, спустя полвека, вновь появилась «Варшавская мелодия». Премьера состоялась в феврале 2023 г. Постановку пьесы осуществил замечательный режиссёр и педагог, заслуженный деятель искусств, профессор Владимир Владимирович Иванов. Особенностью данной постановки, что существенно отличает ее от классических версий, является гармоничное вхождение в основной сценарий сюжета пьесы «Перекресток», написанной Леонидом Зориным уже в 1990-х гг.
Благодаря этому сюжет получил еще более цельный и завершенный характер. Виктор и Гелена (таковы имена героев), будучи в преклонных годах, случайно пересеклись где-то в заграничном аэропорту — спустя 30 лет после их последней встречи. До этого, у них было две встречи с промежутками в 10 лет.
Задача перед исполнителями стояла довольно сложная: воплотить образы героев в разных возрастных категориях. При этом следует учитывать, что Полина Рафеева и Иван Захава еще студенты и это их дипломный спектакль. Одно дело, играть своих ровесников, другое дело — людей с багажом прожитой жизни. В течение ограниченного промежутка времени нам приходится видеть героиню как молодую девушку, весело порхающую по сцене, и как старушку, неуклюже перемещающую чемодан на колесиках. И ее партнер из совсем юного солдате-фронтовика, превращается сначала в зрелого мужчину, потом в 75 летнего пенсионера…
Здесь также нельзя отметить превосходную работу гримёров!
Игра молодых актеров — это особая тема.
Сам по себе зрительный зал Симоновской сцены небольшой и очень способствует передаче энергии и эмоций от актеров зрителям. А тут… вообще случай особый. И Полина Рафеева, и Иван Захава полностью господствует и на сцене и в зале. Они не играют — реально проживают жизнь своих героев. Без внимания не остаются ни один жест, ни одна фраза. Сам по себе нединамичный сюжет (диалоги двух лиц) превращается в бурное динамичное действо.
Динамичному восприятию сюжета также способствует и система декораций. Если в предыдущих постановках старались воспроизводить естественный интерьер: ложе в консерватории, комната в общежитии, столик в ресторане и др., то здесь всё как бы упрощено, стилизовано. Ограниченный набор предметов интерьера в четко выраженных геометрических формах и одинаковой цветовой гамме (светло-серый фон). И еще три подвижных экрана, с фото инсталляцией, которые помогают героям и зрителям переноситься во времени и пространствах. Художник спектакль — Максим Обрезков.
Артисты блестяще воплотили драматизм в отношениях героев пьесы, людей из разных миров, если не галактик. Именно это, а не какой-то там послевоенный ограничительный закон (кстати, недолго действовавший!), препятствовало их соединению. Но настоящая драма в том, что они не отпускали друг друга, что настоящую жизнь они проживали только в период своих коротких встреч, разбросанных по шкале времени. Все жизненные события в периоды между их встречами (годы и десятилетия!): ее карьера певицы, его достижения как ученого-винодела, семейные дела… — лишь, своего рода, статистика. Каждый из них был обречён на внутреннее одиночество.
Последняя встреча Гелены и Виктора в аэропорту — это вообще нечто. Без сомнения, в ходе разговора они друг друга узнали. Может, быть Гелена узнала чуть раньше, кем является ее сосед по залу ожидания и случайный собеседник, т.к. всё основное действие пьесы поставлено как рассказ Виктора. Они раскрылись, поняли друга друга и попрощались навсегда, но при этом делая вид, что друг друга не узнали. Игра артистов как ничто убеждает зрителя в том, что героям в их ситуации просто не было смысла «узнавать» друг друга.
Постановка Владимира Иванова «Варшавская мелодия. (Перекресток)», бесспорно, является значительным событием в театральной жизни. Она как будто вдохнула новую жизнь в незабываемый сюжет. Это незабываемый шквал эмоций и впечатлений.
Наталия и Андрей Астапович