Владимир Симонов

Павел Руднев, ВК, Театроведение от 12 ноября

Владимир Симонов был, безусловно, выдающимся артистом. Чем он становился старше, тем благообразнее, артистичнее становилось его лицо. Он обрел внушительность, авторитетность, крупность облика. Внешная мощность раскалывалась неизбежной и радостной самоиронией. В его глазах жил огонь высмеивания и самовысмеивания. Он умел смеяться, даже злорадствовать, торжествовать над своими персонажами. Сбрасывал пафос, срывал маски, гасил пафос. Он органически не умел существовать на сцене филармонически, с миссией и важностью подходя к труду артиста. Актерство – это непременно веселое игровое существование. И сам дух игры противоречит любой сценической серьезности, обособленности. Мощные маскулинные скулы и мягкий подбородок, искривленная линия губы со смешинкой, совершенно детские холмики щек. Как будто бы даже в лице Симонов одновременно и народный артист, и клоун, высмеивающий собственную важность и статус.

Серебряков — Владимир Симонов

Его профессор Серебряков в «Дяде Ване» Римаса Туминаса не умел ходить. Он вышагивал. Это были не ноги человека, это были конечности царственной цапли, цапли-королевы зверей. Осторожно, в замедленном шествии он шагал как астронавт Армстронг по поверхности Луны, отпружинивая в калошах от грешной Земли и деревенской грязи, к которой он как бы не имеет никакого отношения. Он шел один, а за ним – через дистанцию воображаемого шлейфа — целый выводок женщин, которых он, видимо, воспринимал исключительно как жен-мироносиц. Профессор Серебряков царственный великан, писатель земли русской, Леонид Лоэнгринович, он несет себя как сеятель лукошко с семенами разумного, доброго и вечного. И когда дядя Ваня (Сергей Маковецкий) стрелял в него, способ вышагивания профессор не сменял. Он точно так же уходил от пули, полный уверенности в том, что бежать от нее – не в его статусе, не для его харизмы. Не для трусливого бега росла его борода.

Ромул — Владимир Симонов
фото — Людмила Сафонова

В «Ромуле великом» Уланбека Баялиева вместе с его сибаритствующим последним римским императором гибла его империя. Обломовщина голоногого Ромула в очках родилась вместе с ним, и с первых шагом детства его Ромул уверил себя в том, что именно ему будет дарована миссия похоронить собственную страну. Сибаритство и упадочность, манерность и декаданс – это то, что Владимир Симонов умел отличнейшим образом сыграть.

Администратором, распорядителем предгибельного мира был Симонов и в шекспировском «Троиле и Крессиде». Его Пандар иронично и зло восклицал, смеясь над племенем греков: «А кто же у нас сегодня на поле боя?» Троянская война уже не сражение, а бесконечные подковерные интриги, истерики героев и богов, раздражение знати. Манерность и обаяние пародийного конферансье-дьявола, которому только и остается, злясь, пародировать, высмеивать призрачность жизни, потерявшей смысл. Он хохотал на тем, что когда-то было бесконечно ценно, а теперь скисло.

Вспоминается и его потешный соблазнитель-бард из фильма «Страна ОЗ» Василия Сигарева. Выглядящей идеальным альфа-самцом, его герой быстро оказывался похотливым, отставшим от жизни, пафосным скуфом. Это был самобичующийся, умирающий от чувства вины дурак, не умеющий прикрыть свою трусость и нерешительность.

Ирония и самоирония позволяли Владимиру Симонову быть одновременно и реалистичным, и классичным. Законы игры не противоречили психологическому рисунку, а это значит, что образы артиста в одинаковой мере могли быть и документальными, природными, так и художественными, сочиненными.

Троил — Леонид Бичевин
Пандар — Владимир Симонов
Крессида — Евгения Крегжде
фото — Валерий Мясников