Во всём виноват Туминас?
Из Литвы прилетело сенсационное сообщение – министр культуры Симонас Кайрис после начала Россией боевых действий в Украине потребовал уволить Римаса Туминаса с поста художественного руководителя Вильнюсского малого театра. В случае отказа это сделать увольнением пригрозили уже директору театра.
А на следующей день уже от Анжелики Холиной, известного литовского хореографа, потребовали, чтобы она прекратила работу над своей постановкой балета «Идиот» в Большом театре. И Холина вынуждена была остановить работу. Подобная ситуации с претензиями к деятелям культуры в разных странах мира из-за трагических событий в Украине начинает приобретать массовый характер.
Пару дней назад продюсер Леонид Роберман сообщил в Фейсбуке о том, что польский фестиваль «Контакт» отменил гастроли спектакля Дмитрия Крымова «Борис» – совместный проект театрального агенства «Арт-Партнёр» и Музея Москвы. Переговоры и подготовка этих гастролей шла два года, и теперь, когда все проблемы уже были разрешены, организаторы фестиваля приняли неожиданное решение об отказе спектаклю в связи с началом военной операции российских войск на территорию Украины. «Меня очень огорчило это решение организаторов фестиваля. Настоящий театр никогда не является инструментом идеологии, – сказал «Театралу» Леонид Роберман. – Спектакль – это художественное высказывание. Театральное действо вне политики, национальности, вне вероисповедания, вне политических устройств. И в этом была и есть ценность этого диалога, любой разговор является основой для единения. Не хотелось бы, чтобы мы перестали разговаривать».
Но слова продюсера уже никто не услышал. Откровенно политизированное решение было принято на явно эмоциональной и, по-своему, объяснимой волне, хотя спектакль «Борис» – очень мощное и яркое художественное творение, раскрывающего языком Пушкина и эстетикой Крымова суть российских правителей и российской власти. В нынешних трагических реалиях эта работа приобретает особый смысл, и польская публика могла бы, возможно, чуть лучше понять происходящее в России, увидев спектакль. Но эмоциональное решение оказалось сильнее разума, и возможность культурного диалога была, к сожалению, оборвана.
Почти одновременно миланский театр «Ла Скала» потребовал от директора Мариинки Валерия Гергиева выступить против действий российских войск в Украину, пригрозив в противном случае прервать сотрудничество и отстранить от выступлений с оперой «Пиковая дама», которые должны были состояться с 5 по 13 марта. Пока Гергиев приходил в себя от этого сообщения, прилетела новость из Нью-Йорка, где уже дирекция Карнеги-Холла заявила, что отказывает дирижёру в выступлении с Венским филармоническим оркестром на трех запланированных концертах. Одновременно отменяется и выступление в качестве солиста Дениса Мацуева – известного пианиста. Причины такого решения публично не огласили, но местный новостной портал объяснил ситуацию событиями на территории Украины и близостью музыкантов к российской власти.
Министр культуры Литвы пошёл еще дальше – он попросту потребовал уволить режиссера с мировым именем Римаса Туминаса из театра, который Туминас создал с нуля, и который, благодаря ему, стал одним из ведущих коллективов страны. Потребовал в странной форме, написав в Фейсбуке: «Я жду или ясного недвусмысленного увольнения Туминаса или пусть директор сам кладёт на стол заявление об увольнении с должности». А дальше изложена причина увольнения, весомость, аргументированность и культурный уровень которой не требует комментариев: «Извините, но я не вижу никакой разницы между уважаемым режиссером и пьяным российским солдатом, который лезет на чужую землю», – заявил министр. Из-за лаконичности сообщения осталось не прояснённым – либо министру повезло, и он познакомился с российским солдатом, который даже в пьяном состоянии не утратил своего творческого и культурного масштаба, не уступающего уровню великого режиссера. Либо не повезло – и министр не знаком с творчеством Мастера, почитаемого публикой множества стран. Если бы министру повезло, и он увидел спектакль «Война и мир», то возможно бы понял, что Туминас, как истинный художник, сумел предугадать, почувствовать приближение войны и создал невероятного масштаба произведение, пронзительно показывающего всю ценность хрупкого мира и весь трагизм безжалостной войны.
Между тем, сам Туминас на министра не в обиде, о чем он и сказал литовским журналистам. Художник понимает политиков и их стремление соответствовать моменту, их заботы о рейтинге. А политики не понимают, что художники, соответствуя масштабу своего таланта, заботятся о вечном – о мире, о душе, о человеке. Если бы это понимали не только политики, но и те околокультурные администраторы, от которых зависят спектакли, концерты и судьбы художников, если бы об этом не забывали отдельные особо возбудимые граждане, призывающие художников к ответу, то, возможно, у мира было бы больше шансов, чем у войны. Возможно, нам бы удавалось даже в таких трагических обстоятельствах и в такие печальные времена сохранять разум и душу от ненависти и ярости, пробуждаемых войной. И особенно такой войной – когда брата бросают на брата, народ стравливают с народом, а интересы политики считают дороже жизни человека. В угаре таких событий культура становится едва ли не единственным средством сохранения разума и души, едва ли не последним мостиком от человека к человеку, от страны к стране. Не случайно с таким внимание люди прислушиваются к голосу художника, к его творению именно в особо тяжкие времена. И не случайно великая музыка, великая поэзия, литература, спектакли в эпоху испытаний дарят человеку надежду. Сохраняют мечту о мире и пробуждают силы этот мир приближать.
Сегодня, когда на Украине гремит канонада и братья славяне по воле политиков убивают друг друга, голоса художников и их публики должны звучать громче голоса пушек. Звучать в разных форматах, в разных странах, на разных континентах, звучать, чтобы пушки замолкли. И шанс на мир именно в этом, а не в запретах, отменах и требованиях присягать. Прекрасно это понимая, политики умело пробуждают страсти, направляют их в удобное русло и в адрес неудобных или громких имён, и тогда вниманием масс переключается на имена. Отвлекается от сути. От первопричины. И в поиске ответа на извечно трудный вопрос «Кто виноват?» массам подсказывают самый простой ответ – виноват художник.