Лекции о театре
В Год театра мы запускаем новый образовательный проект. В Арт-кафе Театра имени Евгения Вахтангова будут проходить лекции об истории, теории и практике мирового театра.
Посещение лекций бесплатно. Нужно только зарегистрироваться через Timepad.
Ближайшие события:
20 октября в 16:00 – Лекция №9 «ТРАГИКОМЕДИЯ»
https://vakhtangov.timepad.ru/event/1086207/
Ведущий – помощник художественного руководителя по творческим вопросам, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин.
В эпоху Эсхила, Софокла и Еврипида на афинских драматических состязаниях было принято показывать в один день три трагедии, а после них сатировскую драму. В сатировской драме действовали актеры в костюмах и масках трагических героев и рядом с ними хор в костюмах и масках сатиров. Странное соединение костюмов и в высшей степени странный обычай давать после трех серьезных пьес одну смешную! (Как будто после трёх больших блюд десерт: получается уж слишком «плотно».)
Казалось бы, сатировская драма будет отвлекать зрителей от серьезных мыслей о судьбе страдающих героев: зачем тогда были три трагедии? Но дело осложняется еще и тем, что сатировские пьесы писали и ставили те же самые сочинители трагедий – Эсхил, Софокл, Еврипид; они почему-то не ощущали, что похотливые и глуповатые лесные создания должны были нарушать стилистическую и смысловую цельность трагического спектакля.
Сатировская драма –прародительница пасторали и питательная среда будущей европейской трагикомедии. Античная классика обходилась с трагикомедией как со «смешанным» жанром непочтительно. Но прошли века, и Лопе де Вега в начале XVII века, хоть и назвал трагикомедию «Минотавром» (причудливым соединением человека и быка), а себя самого «варваром» по отношению к античности, однако отнесся к этому жанру уже как к главному в театре.
Центральное, доминирующее положение трагикомедии среди театральных жанров сохраняется, видимо, по сей день; разве что авангард сгустил краски и сделал важнейшим предметом своих усилий не трагикомедию, а трагифарс.
В лекции мы рассмотрим, как складывался жанр трагикомедии в различные эпохи европейского театра, и поразмышляем о том, почему он так необходим современности.
27 октября в 16:00 – Лекция №10 «СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО» https://vakhtangov.timepad.ru/event/1094097/
Ведущая – помощник художественного руководителя, доктор искусствоведения Елена Дунаева.Европейский театр отсчитывает свою историю с VI в. до н.э. Сценическое пространство в течение столетий претерпевало изменения. Эти метаморфозы происходили вместе с изменением мировосприятия каждой эпохи.
Прошедшие лекции:
Лекция №1 «Маска» – 16 февраля в 16:00.
Ведущий – театральный критик и историк театра, помощник художественного руководителя по творческим вопросам, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин.
Лекция №2 «Комедия» – 16 марта в 16:00.
Ведущий – театральный критик и историк театра, помощник художественного руководителя по творческим вопросам, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин.
Лекция №3 «Онегин в книге и на сцене» – 24 марта в 16:00.
Ведущий – журналист и театральный критик Александр Минкин.
Лекция №4 «Евгений Вахтангов и театр его времени» – 6 апреля в 16:00.
Ведущая – помощник художественного руководителя, доктор искусствоведения Елена Дунаева.
Лекция №5 «Евгений Вахтангов» – 21 апреля в 16:00.
Ведущий – редактор-составитель двухтомника «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства», доктор искусствоведения Владислав Иванов.
Лекция №6 «ТРАГЕДИЯ» – 18 мая в 16:00.
Ведущий – Дмитрий Трубочкин, доктор искусствоведения, театральный критик и историк театра, помощник художественного руководителя по творческим вопросам.
Лекция №7 «Пьеса» – 26 мая в 16:00.
Ведущий – Валерий Бегунов, драматург, театральный критик, обозреватель и член общественной редколлегии журнала «Современная драматургия», член секретариата Гильдии драматургов России.
Лекция №8 «Комедия дель арте» – 2 июня в 16:00.
Ведущая – помощник художественного руководителя, доктор искусствоведения Елена Дунаева.
Экскурсии
года