К 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу;
Это любовь!
Сестра музыки – это поэзия, а мать её – грусть!
Народная артистка России Юлия Рутберг и Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова под руководством народного артиста России Владимира Андропова представят живой портрет великого русского композитора Сергея Рахманинова, пройдя по основным вехам жизненного и творческого пути мастера.
Гениальные творения Рахманинова на слуху у каждого. Но что мы знаем о нём как о человеке? Об увлечённости, присущей ему во всём, будь то музыка или езда на автомобиле, любовь, семейная жизнь, управление поместьем, воспитание дочерей, а позже – тоска по родине, помощь голодающим музыкантам и всем, кому он мог помочь, а ещё – ненависть к фашизму и желание Победы своей далёкой, страдающей, любимой России…
«Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли… Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…» (С.В. Рахманинов)
Чем дальше длится история, тем очевидней вырисовывается масштаб С.В. Рахманинова как музыканта, дирижёра, композитора и гражданина России, перед которой он преклонялся, даже когда жил за рубежом. Сегодня каждая его нота для нас бесценна, а исполнять музыку Рахманинова – честь для любого музыканта. Ведь вновь и вновь он напоминает нам новгородский колокольный перезвон, тамбовскую степь и его единственный дом – милую сердцу Ивановку…
Владимир Андропов – народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, дирижёр Государственного академического Большого театра России, профессор, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Выпускник Белорусской государственной консерватории, Владимир Андропов начал творческую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра. В 1978 году он дебютировал в Большом театре с оперой М. Равеля «Испанский час» и занял пост художественного руководителя и дирижера сценического оркестра театра. Профессионализм и организаторские способности позволили ему создать первоклассный духовой оркестр и подготовить с ним обширный репертуар, включающий произведения самых разных авторов, эпох и жанров.
В 2000-2002 годах Владимир Андропов занимал должность художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Был дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло и балетов «Бессонница» С. Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку А. Веберна). В его обширный театральный репертуар также вошли оперы «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Опричник» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Р. Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. В 1988 году он осуществил единственную в мире запись оперы «Американцы» Е. Фомина (либретто И. Крылова).
В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и российскими коллективами.
С 2003 по 2010 год В. Андропов являлся художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В 2001 году был награжден орденом Дружбы. В 2011 году за цикл концертов «Забавный профессор» был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова
Трудно переоценить значение Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова для русской музыкальной культуры. Коллектив по праву считается национальным достоянием нашей страны. В 2019 году прославленному оркестру исполнилось 100 лет.
Оркестр был создан в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии и предназначался для обслуживания бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде (бывший «Алексеевский народный дом») при участии хора под управлением М. Юхова (ныне – Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывающий тогда около 20 человек, назывался «Первым московским Великорусским ансамблем».
В становлении и развитии оркестра главную роль сыграли выдающийся исполнитель на балалайке Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев, впоследствии ставший художественным руководителем оркестра.
В 1939 году художественным руководителем становится народный артист СССР, дирижер Большого театра, профессор Николай Голованов. Высокопрофессиональный симфонический дирижер, Голованов расширил не только репертуар, но и тембровую палитру оркестра, введя в обиход аутентичные народные духовые инструменты — жалейки и свирели.
По рекомендации Николая Голованова, в 1940 году художественным руководителем и дирижером оркестра становится выдающийся балалаечник-виртуоз, музыкант широкой эрудиции Николай Осипов.
С началом Великой Отечественной войны большая часть музыкантов ушла на фронт. Когда выходит приказ о прекращении всей концертной деятельности в Москве и эвакуации деятелей искусств театров и музыкальных коллективов, Н. Осипов принимает решение сохранить оркестр как музыкальную единицу даже в малом составе. Наряду с ведущейся концертной работой, Николай Петрович продолжает ходатайствовать за полное восстановление коллектива, что позволяет вернуть с фронта и тыла многих выдающихся музыкантов.
В дальнейшем в разные годы оркестром руководили Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский и др.
Одна из ярких страниц в истории оркестра – годы сотрудничества дирижера Николая Калинина и оркестра имени Н. П. Осипова (с 1979 по 2005). Это время вдохновенной и в то же время вдумчивой, кропотливой работы. При нем оркестр стал настоящим центром народного искусства и остается таковым и по сей день.
B 1996 году «За выдающийся вклад в развитие народного музыкального искусства России» Министерство культуры Российской Федерации переименовало «Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова» в «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова».
В апреле 2009 года пост художественного руководителя и главного дирижера оркестра занял народный артист России, профессор Владимир Андропов. За время его руководства оркестр существенно повысил профессиональный уровень и расширил свои репертуарные границы, а также осуществил большое количество замечательных культурных проектов. К работе в оркестре активно привлекаются ведущие солисты лучших театров нашей страны. С большим успехом проходят концерты с участием артистов Большого театра, театра «Новая опера» и многих других. Большое внимание уделяется программам для детей и юношества, а также музыкально-литературным проектам с актерами театра и кино.
Оркестр имени Н. П. Осипова является уникальным творческим коллективом, который на протяжении многих лет сохраняет и развивает традиции музицирования на русских народных инструментах. Сегодня оркестр имени Н. П. Осипова имеет огромный авторитет в нашей стране и за рубежом. Высочайший уровень исполнительского мастерства позволяет ему занимать одно из ведущих мест среди лучших оркестров России.
Дарья Рубцова
Родилась в 1993 году в городе Майкопе Республики Адыгея. Является выпускницей кафедры сольного пения Астраханской государственной консерватории (класс народной артистки России Натальи Тарасовой). За время обучения стала лауреатом ряда Всероссийских и международных конкурсов.
С 2012 года — солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Неоднократно принимала участие в музыкальных фестивалях и проектах, среди которых: XXI международный фестиваль «Славянский базар», Международный фестиваль искусств «60 параллель», Международный фестиваль современной музыки «Московская осень», Международный музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова под управлением Н. Луганского, Международный музыкальный фестиваль «Тамбурица фест» в Сербии, Сезоны культуры России-ЮАР, Московский Пасхальный фестиваль под управлением В. Гергиева, II Международный фестиваль академической музыки в Вероне и т.д. Является постоянной участницей абонементных концертов Московской филармонии.
Анастасия Давыдова
Родилась в 1988 году в городе Энгельсе Саратовской области. В 2010 году окончила с отличием Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова (класс профессора, заслуженного артиста России А. А. Скрипая).
В 2013 году окончила аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «концертмейстерское искусство» (класс заслуженной артистки РФ, профессора И. В. Осиповой). В 2013-2014 годах стажировалась в МГК имени П. И. Чайковского по специальности «фортепиано» (класс заслуженной артистки РФ, доцента П. В. Федотовой).
Является лауреатом многих Всероссийских и международных конкурсов, среди которых: XXVII Международный конкурс пианистов «Valsesia Musica 2011» (Варалло, Италия), Международный конкурс имени В. Гаврилина (Санкт-Петербург), Всероссийский конкурс имени Д. Кабалевского (Самара). Является почётным просветителем Московского музыкального общества и членом Российской гильдии пианистов-концертмейстеров.
Анастасия ведет активную гастрольную жизнь, выступая в концертных залах России и за рубежом.
Основная сцена
Премьера состоялась 24 сентября 2023 года
Действующие лица и исполнители:
Художественное слово |
Юлия Рутберг |
Вокал | Дарья Рубцова |
Фортепиано | Анастасия Давыдова |
Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова |
Постановочная группа:
Художественный руководитель и главный дирижёр | Владимир Андропов |
Автор сценической версии | Антонина Венедиктова |