13 февраля — 139 лет со дня рождения Евгения Вахтангова!
Евгений Богратионович Вахтангов
(13 февраля 1883 года – 29 мая 1922 года)
13 февраля исполняется 139 лет со дня рождения Евгения Богратионовича Вахтангова – выдающегося режиссёра, актёра, педагога, основателя и руководителя Студенческой драматической студии, которая в 1920 году стала 3-й студией МХТ, а в 1926 году – Театром имени Евгения Вахтангова.
Последователь идей Константина Станиславского и Леопольда Сулержицкого, их самый верный и талантливый ученик, снискавший репутацию лучшего педагога «по системе» своего учителя, – Евгений Вахтангов сформулировал собственное понимание театра:
«Цель искусства – заставить людей быть внимательными друг к другу, смягчать сердца, облагораживать нравы».
«Студия – община единомышленников, актёрская игра – правда переживаний, спектакль – проповедь добра и красоты».
Театр «не только зрелище, не только художественное воспроизведение и не только красота – у театра есть и должна быть ещё одна цель – бог. Актёр не только художник, но и священнослужитель».
Всю свою жизнь он посвятил театру. За очень малый отрезок отведённого ему времени Вахтангов сумел стать одной из ярчайших фигур в истории отечественного театра. Он поставил 8 спектаклей: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918), «Эрик XIV» А. Стриндберга (1921) – 1-я студия МХТ; «Свадьба» А.П. Чехова (1920), «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка (1921), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922) – 3-я студия МХТ; «Гадибук» С. Ан-ского (1922) – еврейская студия «Габима».
Вахтангова называют мастером фантастического реализма, а фраза «нет праздника – нет спектакля», которая была девизом одной из его статей, стала определяющей в его творческой судьбы.
«Правда укреплялась и утверждалась красотой. Мы думаем о Вахтангове, о его режиссёрской тайне. Вахтангов был лёгок, – величественно просто сказал об этом Немирович-Данченко. Лёгкость, как победившее мастерство, как труд, сокрывший свой пот и усилия, как одолённая, разгаданная сложность жизни» (из статьи В.А. Максимовой).