Комментарий театра по поводу несостоявшейся постановки пьесы «Потерпевший Гольдинер».

28 марта 2014

Сегодня автор пьесы «Потерпевший Гольдинер» Виктор Шендерович опубликовал в своем блоге сообщение, в котором обвинил руководство Театра имени Евгения Вахтангова в отказе от постановки его пьесы. Обращаем внимание всех, интересующихся этим вопросом, что текст г-на Шендеровича написан предвзято, содержит ошибки или сознательные искажения фактов, а указанные им мотивы не имеют ничего общего с реальными причинами прекращения работы над спектаклем.

Цитата из блога В.А. Шендеровича: «В середине февраля, однако, Владимира Абрамовича позвали поговорить — и предложили отказаться от постановки. Этуш отказываться отказался. Тогда дирекция явочным порядком перенесла премьеру «на неопределенное время». «Репетиции, возможно, будут продолжены в начале наступающего года», — сообщил сайт театра» (конец цитаты).

Нельзя не заметить, что г-н Шендерович или заблуждается, проявляя странные пробелы в памяти, или сознательно предоставляет недостоверную информацию. Премьера спектакля была назначена на 8 февраля 2014 года, но 17 декабря 2013 года театра вынужден был отменить премьеру. Цитируемый автором комментарий театра относится не к середине февраля, а к 18 декабря 2013 года (в чем несложно убедиться, посетив тему «О новых премьерах и составах» на сайте театра: https://vakhtangov.ru/forum/messages/102), и, соответственно, никак не может быть связан с тем, что «в середине февраля телеканал «Россия» высочайше, на всю страну, выдал мне [Шендеровичу] звание подонка и пособника фашистов» (цитата из блога В.А. Шендеровича).

Пьеса «Потерпевший Гольдинер» была принята театром к постановке по инициативе В.А. Этуша. И хотя у театра изначально были претензии к художественным достоинствам данной пьесы, но из-за огромного уважения к личности народного артиста СССР В.А. Этуша, а также в надежде, что опытный режиссер, приглашенный на постановку, сможет переработать драматургический материал и сделать его интересным для сцены, театр все-таки начал работу над спектаклем.

Однако, уже после первых репетиций актриса, назначенная на главную женскую роль (пьеса рассчитана всего на двух актеров) подняла вопрос о тривиальности пьесы, недостаточной проработанности образа и попросила автора переработать материал. Не удовлетворившись результатом, актриса обратилась к театру с просьбой освободить ее от участия в данном спектакле. Вскоре после этого от постановки отказался и режиссер, также сославшись на невысокие художественные достоинства пьесы.

После ухода двух ключевых фигур творческой группы выпустить спектакль в назначенные сроки стало невозможно, и февральская премьера была отменена (повторим, что данное решение было принято 17 декабря 2013 года). Театр вынужден был возвращать деньги за проданные билеты, заменять спектакли, перекраивать уже спланированный и отданный в продажу февральский репертуар, перепечатывать изданные рекламные материалы. Не говоря уже о том, что В.А. Шендеровичу театром за предоставление пьесы к постановке был выплачен весьма солидный гонорар в несколько сотен тысяч рублей. Театр понес серьезные финансовые убытки, а репутации театра был нанесен серьезный ущерб, т.к. отмена спектакля, а тем более премьеры, это событие из ряда вон выходящее.

Тем не менее, по просьбе В.А. Этуша театр попытался продолжить работу над пьесой «Потерпевший Гольдинер», хотя художественные достоинства данного произведения по-прежнему оставались неочевидными. Театр рассматривал возможность проведения премьеры в мае 2014 года, приурочив ее ко дню рождения В.А. Этуша. Соответственно, ни о каком переносе на 2015-й год, как это утверждает В.А. Шендерович, речи не шло. Точно также не соответствует действительности утверждение г-на Шендеровича о том, что театр усиленно рекламировал премьеру в мае. Рекламная кампания возможной майской премьеры даже не начиналась, потому что приказ о начале работы над спектаклем в новом составе так и не был подписан, а театр не хотел повторно нести рекламные и прочие расходы, не будучи уверенным в окончательном результате.

Попытки повторно собрать постановочную группу спектакля не завершились успехом – театру удалось найти новую исполнительницу главной женской роли, но долгое время оставалось вакантным место режиссера. Театр обращался с предложением постановки пьесы «Потерпевший Гольдинер» как к штатным режиссерам театра, так и к режиссерам «со стороны». После ознакомления с материалом никто из них не согласился поставить пьесу. В результате В.А. Этуш попросил художественного руководителя театра Римаса Туминаса выпустить спектакль в качестве постановщика. Еще раз внимательно изучив пьесу Р.В. Туминас отказался ставить спектакль. В.А. Этушу было предложено выбрать любой другой литературный материал, но Владимир Абрамович решил, что сыграет «Потерпевшего Гольдинера» в антрепризе. После этого работа над спектаклем в театре была прекращена.

Никакой иной подоплеки, выходящей за рамки художественных принципов, в причинах отказа Театра имени Евгения Вахтангова от постановки пьесы «Потерпевший Гольдинер» нет.

В театре работаю люди с разными социально-политическими взглядами, но главное поле их деятельности – творчество. Именно этот критерий является основным и направляющим в жизни театра. Попытка В.А. Шендеровича уличить театр в каких-то репрессиях, желании выслужиться, странна и нелепа. Она невольно порождает мысли об обиде, видимо, возникшей у автора, т.к. в результате отказа театра поставить эту пьесу г-н Шендерович не сможет в дополнение к уже полученному гонорару получать ещё и авторские отчисления в размере 9% от сбора с каждого показа.