Пресс-конференция, посвященная началу гастролей Вахтанговцев со спектаклем «Евгений Онегин» в Нью-Йорке.

29 мая 2014

Голос Америки.

Вахтанговский «Онегин» в Нью-Йорке: современная история «золотого» эгоиста

Виктория Купчинецкая

http://www.golos-ameriki.ru/content/vahrangov-theater-in-new-york/1924888.html

Режиссер Римас Туминас ставил «близко к пушкинскому тексту»

Легендарный российский театр им.Вахтангова, которому в этом году исполнилось 93 года, привез в Нью-Йорк одну из самых своих лучших постановок – «Евгения Онегина», созданного художественным руководителем театра Римасом Туминасом.  (В прошлом году в Москве команда спектакля получила «Хрустальную Турандот» в номинации «Лучший спектакль сезона»).    В спектакле на сцене заняты 30 исполнителей — несколько поколений актеров легендарного театра, представляющие многие образы известных героев «Онегина», в разные моменты их личностного и эмоционального развития.  Постановка – классическая и в то же время современная. «Римас Туминас не потерял энциклопедическую ценность романа, а что, быть может, еще важнее – его свободную даль.  Это театр и внятно звучащего стиха, и чрезвычайно свободный, летящий, … и шутливый —  ни озорства пушкинского «Онегина», ни печали и меланхолии – ничего из этого Туминас не потерял», писала о спектакле «Независимая газета».  ​​   Накануне нью-йоркской премьеры в одном из репетиционных залов Сити-Центра – на этой театральной площадке в Манхэттене и будут проходить спектакли с четверга по воскресенье — состоялась пресс-конференция, а вернее – неформальная беседа с актерами театра им. Вахтангова, занятыми в спектакле, и с его директором Кириллом Кроком.    Известные мастера российской сцены – Алексей Гуськов, Юрий Шлыков, Владимир Симонов, Галина Коновалова, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Алексей Кузнецов, и молодые исполнители —  Виктор Добронравов и Евгения Крегжде рассказали о том, почему их «Онегин» современен и зачем нью-йоркцам «Онегин».   Наш театр – наш спектакль — наша жизнь   «Мы вам привезли подарок – наш лучший спектакль, – сказала Галина Коновалова, один из корифеев театра.  —  Мы его очень любим.  Если он вам покажется таким же прекрасным, как нам, — мы будем очень рады».   Галина Львовна пришла в театр им. Вахтангова, когда ей было 17 лет.  Сейчас ей 97.  О своем возрасте, своей жизни и жизни в России она говорит искренне, с любовью, но не без иронии.     «Всю свою сознательную, а теперь уже и бессознательную жизнь я провела в стенах нашего театра, — сказал актриса, которая в «Онегине» играет «Московскую кузину».   —  Ничего лучше я не знаю.  Может быть, где-то есть лучшие труппы, лучшие товарищи – я их не знаю.  Мы очень много ездим, и нам задают очень много вопросов, в основном не об искусстве, а о том, что происходит в нашей стране. Я ведь всю жизнь прожила в этой стране, и по моей биографии можно понять все ее взлеты и падения.  Я все это разделила, все это мое, моя жизнь, моя семья, мой театр.  И поэтому что бы меня ни спросили, я все равно скажу – а у нас хорошо».    «Знаете, это как ребенок, — добавила Коновалова.  —  Вот она, эта дочка твоя, может быть и очень косорыленькая, и очень рахитичная, и очень некрасивая.  И, конечно, мне очень горько, что у меня такой ребенок.  Я бы очень хотела, придя в гости, увидеть такую розовую, голубоглазую, с роскошными бантами девочку.  Но все равно моя лучше.  И поэтому ничего, кроме восторга, буквально восторга по поводу всей моей жизни вы не услышите».   После такого философско-политического заявления Алексей Кузнецов, который играет отца Татьяны и Ольги Лариных, объяснил, почему  «Онегин» Римаса Туминаса – очень современный спектакль.   «Еще несколько лет назад я и представить себе не мог, что вокруг моего дома в Москве будет три ресторана с названием »Эгоист», — сказал актер.  —  Причем один из них »Золотой Эгоист». Это веяние времени. И Онегин – это »золотой эгоист».  Так что здесь прямая аналогия с нашей современной российской жизнью.  По-моему, это очень четко угадано нашим замечательным режиссером.  Он родился в Литве на хуторе.  У него глубокая нутряная связь с землей, с простыми явлениями, которые нужны людям на земле.  Соединение его земного чувства с высокой поэзией Пушкина дает прекрасный результат».   По словам Марии Шкловер, директора фонда «Вишневый сад», который уже несколько лет знакомит нью-йоркских зрителей с театральными постановками и  талантливыми музыкантами со всего мира, площадка для показа «Онегина» —  Сити-Центр — была выбрана не случайно, и в выборе есть некий символизм.    «Сюда в первый раз в 60-е годы приезжал МХАТ и работал месяц или полтора, — рассказала она.  – Здесь работал театр Ленком в 70-е годы.  В этом же зале в прошлом году мы показывали спектакль с Джоном Малковичем и Ингеборгой Дапкунайте.  Здесь две тысяч мест, и почти все билеты уже проданы».   Хороший вопрос:  зачем нью-йоркцу «Онегин»?   Не только российская современность – общечеловеческие моральные и эмоциональные конфликты и дилеммы, свойственные людям любой культуры, показаны в спектакле.  Так считает  Евгения Крегжде, которая в «Онегине» играет Татьяну. Именно поэтому нью-йоркскому зрителю «Онегин» будет интересен.   «Мне кажется, не нужно говорить – в спектакле наша национальная, русская культура, а тут, в Америке, — другая, — сказала Евгения.  — Гений состоит в том, что мы будем говорить о человеке.  Не русском, не американском, а просто о человеке, который каждый день сталкивается с выбором.  О человеке, который встречается со страхом смерти, у него были потери в жизни – и теперь очень сожалеет об этом. И у нас у всех в жизни есть такие истории.  И это то, что объединяет всех людей: что-то несвершившееся.  Наш спектакль очень красивый, важное говорится в нем не на уровне языка, а многоОбразно, и зритель может подключиться и прожить все это с нами».    Известный российский актер Алексей Гуськов именно в Нью-Йорке на этот раз всерьез задумался – а действительно, почему американец, который вообще, может, никогда о театре Вахтангова не слышал, пойдет смотреть эту постановку?  Какие ему привести аргументы?  О русской душе?  И этот тоже, считает Гуськов.   «У нас удивительная культура и нация, — сказал актер.  —  У нас на огромной территории смешалось огромное количество кровей, и получилась такая сложная русская душа. Америка тоже конгломерат, но она сформировалась всего 200 лет назад, у нас немного пораньше.  Так что одна из самых простых причин, почему житель Нью-Йорка должен прийти на наш спектакль — получить удовольствие от искусства и еще чтобы раскрыть для себя какую-то другую часть мира».   Корреспондент «Голоса Америки» задала актерам вопрос о том, не влияют ли недавние политические обстоятельства и охлаждение в отношениях между США и Россией на их творческий настрой.   «Я верю в отношения театра с публикой, — сказал Гуськов.  —  Мы общаемся с публикой, а не с политикой – это совсем иное.  И чаще нужно общаться.  Хотя мы все видим и все понимаем».    «Никаких затруднений у нас на гастролях с людьми на возникает, — добавила Ирина Купченко, которая в спектакле читает монолог-сон Татьяны. – К нашим отношениям с людьми, с американцами это не имеет отношения, это все – большая политика».   Все равны перед лицом искусства   Даже во время беседы с актерами театра, которая длилась не более полутора часов, невозможно было не заметить сложную динамику, которая существует в этом творческом коллективе.  Каждый актер решительно высказывал свое мнение по тому или иному вопросу, и когда кто-то был с ними не согласен, тут же возникал спор.  У вахтанговцев много причин считать себя исключительными, эксклюзивно знающими правду об искусстве и о жизни.  Это один старейших и самых уважаемых театров в России.  Алексея Гуськова в лицо знает вся страна.  На образах, созданных Ириной Купченко, выросло не одно поколение в СССР и в РФ.   97-летняя Галина Коновалова – театральный матриарх, крестная мать труппы, она до сих пор выбирает лучших актеров и актрис для театра на  дипломных спектаклях Щукинского училища.   Корреспондент «Голоса Америки» спросила у молодых актеров – Виктора Добронравова и Евгении Крегжде – как среди таких театральных тяжеловесов и сценических корифеев им удается найти и не потерять свой личный творческий голос.   «Да, здесь есть некая иерархия – но мы рады ей подчиняться, это те актеры, на которых мы выросли, мы к ним испытываем огромное уважение,  — сказала Евгения Крегжде.  – Но когда мы начинаем со сцены работать с Римасом Туминасом — мы все становимся равными.  Нет уже здесь такого, что кто-то заслуженный или народный, и ему можно в этой сцене сыграть чего-то больше или меньше.  Римас общается на равных со всеми.  Я никогда на сцене не чувствовала, чтобы кто-то кого-то прижимал.  И все актеры открыты для импровизаций и творческих предложений».   «Сейчас наш голос формирует один человек в театре – это Римас Туминас, — добавил Виктор Добронравов.  —  Это для нас самое главное, он с нами уже 7-й год. Он потратил много усилий на восстановление и установление творческих связей между поколениями театра.  Раньше считалось, что Вахтанговский – это кладбище талантов. Берут самых талантливых, но не дают им работать, они просиживают. Здесь всегда были звезды – Яковлев, Лановой – но в их тени люди рисковали потерять профессию.  Сейчас Туминас сделал так, чтобы поднять всех.  Сейчас у нас работают все, от молодых до старших.  На 90-летие театра в спектакле «Пристань» играли все поколения театра».   Виктор считает, что тогда удалось показать:  театр им. Вахтангова – с великим прошлым и великим будущим.