Екатерине Крамзиной вручена Театральная премия МК в номинации «Начинающие» за лучшую женскую роль (Серафима Корзухина «Бег»)..

11 ноября 2015

«Театральная премия «МК» всегда выходит вовремя!»

Наша церемония вручения театральной премии вот уже 20 лет год за годом проходит стремительно, остроумно, с шутками-прибаутками, но столь душевного праздника как в этот раз, не было еще никогда. Почти никто не опоздал, в первом ряду — генералитет: Олег Табаков с режиссерами Адольфом Шапиро и Алексеем Бородиным, рядом — Тереза Дурова с юным Маугли-блондином (они вдвоем взяли нашу фирменную «тарелочку» за лучший детский спектакль).

Увы, не смогла приехать Актриса года — потрясающая Вера Васильева (она на гастролях с Театром сатиры) — но для нее мы организуем отдельный прием.

За полчаса до действа первым в редакцию входит Игорь Миркурбанов (взял в категории «полумэтры» лучшую мужскую роль за Венечку в «Вальпургиевой ночи» «Ленкома».

Артисты собираются, уже полон зал, а вот и замечательный Валерий Толков — он берет «лучшую мужскую второго плана» за необычную роль Вольтера в спектакле «Кандид» театра «У Никитских ворот»…

Третий звонок (то есть появление на первом ряду друга газеты — Олега Павловича Табакова, давно уж ставшего добрым символом нашей церемонии), почти все в сборе, начинаем! Но фотографы никак не могу отпустить Табакова, фоткая его на все лады, а он, меж тем, ни в чем им не отказывает, вынимая из пакетика то батон с хлебушком, то демонстрируя йогурт…

Друзья, — начинает главный редактор «МК» Павел Гусев, — нет, вы только представьте себе: 20 лет существует наша театральная премия, более не имеющая аналогов! Денег мы не даем, никакого блата нет, но констатируем: театр жив, люди в нем служат замечательные, ведь мы отмечаем не только артистов и режиссеров, но и костюмеров, художников, директоров… И за то, что премия «МК» жила все эти годы, живет и, надеюсь, будет жить, хочу сказать «спасибо» Марине Райкиной, все держится на ее энтузиазме. Многие получали наши тарелки по нескольку раз — уж целый сервиз собрали!

Главный редактор еще раз напомнил, что церемония у нас самая скоростная — минут 13-15, и сейчас мы идем на новый рекорд, дабы никого не утомить: в процессе можно звонить по мобильному, громко свистеть и, конечно, говорить слова благодарности Олегу Павловичу (который сел как раз напротив микрофона). В общем, все как всегда, изменилось лишь одно правило: если раньше статья появлялась лишь наутро, то сейчас мы выставляем ее со вкусными фотками практически онлайн…

Вручение начинаем, соответственно, с «начинающих»:

— И это резонно, — говорит Марина Райкина, — поскольку мы разграничиваем премию по возрасту — мэтры, полумэтры, начинающие… другие премии этого условия не придерживаются, и, мне кажется, это несправедливо — как начинающий может конкурировать с большим артистом?

— Плох тот полумэтр, который не желает стать мэтром! — Вставляет свои пять копеек один молодой режиссер.

— Эх, — качает головой Адольф Яковлевич Шапиро — прославленный режиссер, — плох мэтр, не желающий стать полумэтром…

Однако секундомер пошел: среди «начинающих» лучшую мужскую роль второго плана берет Владимир Гуськов (за образ в спектакле «Последние» в «Маяковке»), у него неожиданно из красивой коробки с памятным блюдом «МК» выпадает какой-то листочек.

— А это, — говорит Гусев, — бесплатная подписка на нашу газету, заполните этот лист и далее ни о чем не беспокойтесь!

— Да мы и так вас читаем! — Кричат из зала.

— Ну вообще! — Удивляется Табаков.

Екатерина Крамзина принимает цветы — у нее лучшая женская среди «начинающих» за Серафиму Корзухину в «Беге» Театра им. Вахтангова:

— Знаете, это первая премия в моей жизни, — прочувствовано говорит она, — надеюсь, не последняя, но… так важно, так вовремя было получить ее именно сейчас! А еще все говорят, «надо говорить спасибо Олегу Павловичу», так что — спасибо огромное!

Табаков уж и не знает — как бы — куда деваться от неожиданно прихлынувшей всенародной любви. Его реакции — это отдельный спектакль в спектакле, можно снимать на пленку и продавать в качестве тонизирующего средства для поднятия настроения.

— Я скажу главное, — громко заявляет Павел Акимкин (лучшая мужская роль среди «начинающих» за «Войну» Чеховского и Эдинбургского фестивалей), — премия «МК» всегда приходит вовремя!

Зал взрывается аплодисментами. Последними, среди «начальной категории» выбежали артисты из спектакля «Сонеты Шекспира» Театра наций, поставленного известным после «Тангейзера» Тимофеем Кулябиным (который сейчас в Новосибирске):

— Спасибо всем за все и за всех!

…Дело пошло быстрее — мы принялись за полумэтров. Необычайно высокая и статная Алла Казакова получила лучшую женскую второго плана за Агаву в «Вакханках» Электротеатра «Станиславский»; Олег Малахов — взял за Молчалина («Горе от ума» Школа драматического искусства).

— Я первый раз стою среди такого бомонда, — сказал Олег, — и вот сам Олег Павлович на меня смотрит… Здравствуйте, Олег Павлович! Ну, как сказал Павел Гусев, кто-то сервиз уже успел собрать из призов «МК», а у меня только первая тарелка. И к ней ручка, чтобы давать автографы…

…Кстати, роль у Олега Малахова более чем любопытная: они с режиссером Огаревым буквально боролись с текстом:

— А то, — говорит Олег, — Молчалина принято изображать плохим, мы же хотели вытянуть из него человеческое, дать понять, что он живет, что он любит, но… натыкались на текст, который, понятно, изменить нельзя. Но все-таки кое-что нам в итоге удалось!

Лучшим спектаклем малой формы названа «Мадонна с цветком» театра-студии Табакова (приз получал блестящий и глубокий режиссер — Александр Марин): «Знаете, ставили эту вещь без каких-либо дальних мыслей, и вдруг… получили премию! Ну а «большой формой» в «полумэтрах» были названы как нашумевшая «Война» Владимира Панкова, так и «Самоубийца» Сергея Женовача Студии театрального искусства.

За «Войну» вышли получать премию известный продюсер, директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин и Елена Шанина (лучшая женская роль в категории «Мэтры»), оба посетовали, что спектакль, к сожалению, не идет в Москве, но — как в полушутку, полувсерьез сказала Шанина — «вот в январе в Париж всех приглашаем».

— Нет, мы обязательно изыщем возможность показывать этот спектакль в Москве, — заверил Шадрин, — тяжелая тема, и не дай бог когда-либо война снова посетит нашу землю.

Алексей Агранович (лучшая мужская в «полумэтрах» за «Обыкновенную историю» Гоголь-центра), выйдя на сцену с палочкой, поблагодарил, естественно, своего режиссера Кирилла Серебренникова, далее 1-ю Градскую за спасенную ногу («иначе с вами бы сейчас не стоял тут»), ну а Табакова он просто пригласил на ближайший просмотр 28-го ноября.

Затем последовала самая веселая категория — «другие номинации».

— Это почему же мы все время в «других»? — Озорно возмутилась Тереза Дурова, худрук «Театриума на Серпуховке» и арт-директор фестиваля «Гаврош». — Доколе детские театры будут восприниматься как отрезанный ломоть? Вы давно уже подняли голову, делаем очень серьезные вещи, дайте нам свой шлюз!

Кстати, получать за «лучший детский спектакль» — а именно за «Маугли» — она вышла именно с этим самым мальчиком Маугли, юным артистом, который на сцене все время молчит, общаясь языком жеста и танца, а у нас в «МК» открылся его ораторский талант:

— Спасибо и тем, и сем, и пятым и десятым!

— Спасибо лампочкам, спасибо часам на стенке! — вторила ему Дурова. — Молодец, садись, «пять». Видимо, родителями этого блондина-маугли были шведы-орнитологи, потерявшиеся в джунглях.

…Понятно, что «проектом года» стала «Синяя птица» нового Электротеатра «Станиславский», и блюдо взял, едва войдя в дверь, сам главный — Борис Юхананов.

Илья Эппельбаум, как режиссер театра «Тень», ушел с премией за новую форму подачи кукольного жанра — «Кук-кафе «У Шекспира»:

— Я очень люблю премии критиков. У нас премий много, а вот государственной… ни одной.

Его коллега Борис Константинов (режиссер Театра кукол им. Образцова, спектакль «Женитьба Фигаро») пообещал всех желающих вернуть в состояние детства. Кстати, это все годы отличало нашу премию — мы горой стояли за детские жанры, и на наших глазах они вышли из рваных 90-х, созрев до мощного искусства, конкурентов которому в мире надо еще поискать.

Наконец, финал — мэтры. Лучшую мужскую роль (спектакль «Юбилей ювелира» в МХТ) выходит получать сам Олег Павлович:

— Я скажу немного. Главное. 60 лет профессионально я занимаюсь сценой. Каков итог? Я не буду рассуждать о художественном совершенстве наших спектаклей, которое, наверное, есть. Главное, что четверо ребят, вышедших из нашего «подвала», из нашей «Табакерки», стали худруками столичных театров. А еще… Не знаю — говорить или нет? Я про среднюю зарплату…

— Ой, не надо, Олег Павлович. Не расстраивайте!

— Н-да. Средняя зарплата у нас — 89 000 рублей. Ну и на каждого ребенка доплата — еще по 12 000. Так что, кто может — рожает. Вот и все, пожалуй.

Под аплодисменты Табаков покинул сцену.

Лучшим спектаклем — вот удивительно — большой формы были признаны два замечательных полотна: «Мефисто» МХТ Адольфа Шапиро и «Нюрнберг» Алексея Бородина в РАМТе.

— Вот и перекинута арка, — сказал Бородин, намекая, что, не сговариваясь, два крупных художника поставили спектакли о войне (и это не считая «Войны» от Чеховского фестиваля), — это важный момент. Чтобы общество знало, чем мы живем, о чем думаем, что чувствуем… не дай бог.

Напоследок все вышли на общий снимок, еще раз отметив, что премия «МК» — «праздник души в это холодное время».

Но на этом премия наша не кончается: поскольку по самым уважительным причинам отсутствовали Наталья Тенякова, Евгения Симонова, Ирина Корчевникова и Вера Васильева, то «МК» примет их отдельно.