Римас Туминас вступил в схватку с античными богами.
Виктор Борзенко, Греция | Фото: Александра Торгушникова.
В античном Эпидавре, в амфитеатре на 14 тыс. мест Римас Туминас поставил одну из самых ключевых трагедий мировой литературы – «Царя Эдипа» Софокла. Премьеру сыграли дважды (29 и 30 июля), но успели получить такие восторженные отклики, что греческие СМИ и высокие гости заговорили о безусловном триумфе русского театра. Президент Греции Прокопис Павлопулос сказал, что в понедельник напишет благодарственное письмо Путину. Кроме того, вахтанговцев в ближайшее время снова ждут в Греции: в сентябре они сыграют «Царя Эдипа» в Афинах (московская премьера состоится в ноябре).
Вообще триумф для этих древних подмостков – огромная редкость. Здесь, конечно, идут спектакли (нынешняя постановка состоялась в рамках Афинского фестиваля искусств), но такого приема, как был у вахтанговцев, не видели давно. Даже директор фестиваля и худрук Афинского театра Стафис Ливафинос, сам неоднократно ставивший спектакли на античной сцене, в день премьеры сказал Римасу: – Тебя принимают, как никого. И, приятельски похлопав по плечу, добавил: – Даже у меня здесь не было такого успеха. Стафис отлично говорит по-русски. В 1990 году он окончил ГИТИС (мастерская Андрея Гончарова). Тогда же прогремел в Москве его дипломный спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». – Разве его постановщиком был не Евгений Арье? – задаю наивный вопрос. – Арье действительно выпускал его в Театре Маяковского, но идею дипломного спектакля подал я. Мне в той постановке в конечном итоге довелось играть Розенкранца. Поэтому память о России всегда со мной. Я давно хотел пригласить к сотрудничеству русский театр, но это история слишком дорогостоящая. Из русских спектаклей в Эпидавре играли только «Орестею» Петера Штайна с Евгением Мироновым, Игорем Костолевским и Татьяной Васильевой. Было это в 1994 году. Нынешний проект состоялся в рамках перекрестного года России и Греции. Помимо Стефаниса важную роль здесь сыграл Дмитрий Трубочкин, доктор искусствоведения, специалист по античному театру.
– В феврале я рассказал Римасу об Эпидавре и его уникальном амфитеатре – предложил подумать о возможной постановке, – говорит Дмитрий Владимирович «Театралу». – Римас заинтересовался. Но с учетом его занятости к репетициям приступил не сразу: для начала предстояло понять, будет ли у театра возможность поучаствовать в этом проекте. Но все сложилось благополучно. И в итоге, между замыслом и премьерой прошло всего лишь шесть месяцев. Срок для такого дела, несомненно, рекордный. Распределение ролей и первые репетиции прошли в Вахтанговском театре еще весной. Эдипа играет Виктор Добронравов, его мать и жену Иокасту – Людмила Максакова, провидца Тересия – Евгений Князев. В остальных ролях Римас Туминас занял Эльдара Трамова, Евгения Косырева, Екатерину Симонову, Виталия Семенова, Павла Юдина, Валерия Ушакова, Артура Иванова, Максима Севриновского… Фактически в спектакле участвуют актеры и старшего, и среднего, и молодого поколений, но на протяжении всех дней, что шли репетиции, ни для кого не делалось скидки на опыт, возраст и звания. Работали в едином порыве с 7 часов вечера (времени, когда, во-первых, стихает жара, а, во-вторых, в античном амфитеатре прекращаются экскурсии) до двух-трех часов ночи. Каждая репетиция – в полную силу. – Работа шла напряженно, – говорит Евгений Князев. – И я помню, как еще неделю назад Римас сказал: «От провала нас спасет только проливной дождь». Наверное, он не шутил – главное его требование заключалось в том, чтобы мы не жалели себя, преодолевая масштаб и совершенно непривычные особенности этой сцены.
Вообще амфитеатр Эпидавра, возведенный в IV веке до н.э., – одна из интереснейших загадок археологии. Этот край древней Греции, достаточно подробно описанный у античных историков и географов, не знает ни единого упоминания о том, что здесь проходили спектакли – драматургические состязания. Считается, что амфитеатр носил своего рода лечебную цель, ведь Эпидавр в ту пору был местом, связанным с культом бога медицины и врачевания Асклепия. Неспроста рядом в ста метрах отсюда сохранились останки античных храмов и лечебниц. Даже известен метод, который предпринимали здешние врачи. Больной поселялся на три недели. Первая уходила на адаптацию, вторая отдавалась профилактическим процедурам, а на третью, считается, каждому больному во время лечебного сна бог «сообщал» диагноз. И в зависимости от результата, назначались поэтические чтения в амфитеатре, где, испытав катарсис, больной проходил своего рода процедуру очищения. – Нечто подобное от нас и требовал Римас, – говорит Людмила Максакова. – Очищение души через игру. Не зря этот театр являлся частью святилища. К нему по-другому и относиться нельзя.
Помимо вахтанговцев в спектакле заняты греческие артисты. Им отдана роль хора. Впечатляют цифры: в кастинге участвовали 130 человек со всей Греции. Из них выбрали 11 – разного возраста, телосложения и силы голоса. Причем эта пестрота придумана намеренно – она придает хору черты разношерстной толпы, в страданиях которой отображаются грозные указания царя Эдипа. Для хоров музыку написал Теодор Абазис, для основного действия – Фаустас Латенас В ноябре на премьеру в Москву хор приедет в том же составе. – Сейчас я решаю вопрос, чтобы хор и впредь участвовал в нашем спектакле, – сказал «Театралу» Римас Туминас за час до премьеры. – Он вносит важный интернациональный акцент: кругом толкотня, политическая неразбериха, санкции, а театр на этом фоне стирает границы между народами, становится мостиком культур. В контексте «Царя Эдипа» это история особенно актуальная. А после триумфальной премьеры Туминас добавил: – Не хочу ничего менять, хотя и придется: сравнить ли амфитеатр Эпидавра и наш зал на тысячу двести мест. Совершенно другие условия игры. Но сейчас это не главное. А главное то, что история нашей постановки кажется мне схваткой с античными богами, которые в Эпидавре повсюду незримо присутствуют. Мне теперь очень привезти их в Москву, показать им российскую столицу.