Глава республики Башкортостан Р.З.Хамитов: впечатления о гастролях Вахтанговцев в Уфе.
Я люблю театр. Мне нравится до спектакля наблюдать за зрителями: вначале всё их внимание направлено на поиск своего места в зале, затем, найдя его и успокоившись, они оглядываются вокруг, оценивают соседей справа и слева, смотрят программку. Все немного напряжены, подчеркнуто корректны, а как же, пришли в театр. Говорят чуть слышно, и этот негромкий гул наполняет объем помещения особым чувством ожидания…
А еще важный момент – начало действа. Зритель знакомится с персонажами, вслушивается в реплики, попросту настраивает глаза и уши, а потом и сердце. Актеры «прощупывают» зал, стараясь понять, что за зритель сегодня, одновременно «тестируют» аппаратуру, свет, акустику. Из зрительских кресел это заметно. Ну, вот, первые три-пять минут прошли, можно начинать смотреть и играть по-настоящему.
На спектаклях Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова такая взаимная «предстартовая» подготовка почти не нужна. В зале нет случайных зрителей, а на сцене – случайных актеров. Там и там, профессионалы высокой квалификации. Это и создает особую атмосферу с первых секунд появления действующих лиц на сцене.
Мне, во время гастролей театра в Уфе, удалось посмотреть «Евгения Онегина» и «Анну Каренину». Необычные постановки, убедительная работа артистов, свет, снег, декорации, костюмы, — всё так. Но, главное, у спектаклей есть душа, и это чувствуешь и в тишине зала, и после занавеса, и завтра, и через неделю после просмотра. Трудно объяснить, что такое эта «душа». Только во время спектакля тебя порой накрывают волны ощущений, которые будоражат, вызывают ассоциации, возносят и…приземляют. Единение текста, движения, музыки усиливают чувства.
На «Евгения Онегина» пришел после поездки по республике, больших и сложных встреч с людьми. Немного еще и простыл в дороге. Но «душа» постановки вернула силы и победила недомогание.
Важно, что у вахтанговцев на сцене – всё гармонично. Чувствуются традиции, школа, основательность. Нет мельтешения, суеты, желания всенепременно понравиться зрителю. Такое благородство особенно важно сегодня, ведь нравы общества потребления – страшная штука, сопровождаемая коррозией души и человеческих отношений. Спектакли тетра имени Евгения Вахтангова сдирают ржавчину, но не лакируют очищенную поверхность, а лишь наносят грунт, — дальше, дорогой зритель, ты сам работай…
Уфа не осталась равнодушной к гастролям вахтанговцев, к афише, к именам. Аншлаг, еще аншлаг, вновь аншлаг. В зале — хорошая, добрая атмосфера. За кулисами мне удалось пообщаться с ведущими актерами, поблагодарить молодежь коллектива. Услышал, что Уфа с её музеями, чистотой улиц, опрятностью горожан, красивой природой понравилась гостям. Такое взаимное обогащение чувств вдвойне приятно. Знакомство и общение с директором театра Кириллом Кроком подвигло на принятие обязательств с нашей стороны по модернизации сцены Государственного академического русского драматического театра республики, в стенах которого проходят гастроли. Директор театрального института им. Бориса Щукина и один из ведущих актеров театра Евгений Князев обещал подумать о формировании специальной группы учеников из Уфы и республики. Это важно для нас. Кроме того, проходят мастер-классы, встречи со зрителями, пресс-конференции. Всё получилось хорошо. Спасибо коллективу театра, — всем, всем, всем. Всегда рады видеть вас в республике и в Уфе, дорогие вахтанговцы!