4 ноября — Юбилей народного артиста России Евгения Карельских!
Дорогой Евгений Константинович, с юбилеем!
Закончив училище имени Бориса Щукина, куда Вас приняли после второго тура, Вы не сразу оказались на сцене Вахтанговского театра. На четвёртом курсе Вы были приглашены в театр имени Вл. Маяковского в спектакль «Два товарища» В. Войновича на роль Валерия. Критики писали: «Мы присутствуем на том самом чуде, когда не только роль, но одновременно и личность актёра Е. Карельских раскрывается перед нами во все й своей сложности и глубине».
Для каждой роли Вы находили удивительные подробности и нюансы, будь то Мечик в «Разгроме» А. Фадеева в постановке М. Захарова, Алдоник в «Марии» А. Салынского в режиссуре А. Гончарова. Вы избегали ходульности и схематизма положительных героев, наделяя их духовностью и неординарностью.
В 1971 году Вы приняли приглашение перейти в Театр имени Евгения Вахтангова. Работы в текущем репертуаре было много. Особенно запоминающимися были: Сергей Горлов — «Фронт» А. Корнейчука, Синцов — «Полстраницы оперативной сводки» в режиссуре Евг. Симонова; адвокат Пуба «Господа Глембаи» М. Крлежи в постановке М. Беловича, где острая гротескность стала главной краской роли. Полная противоположность — Сэм в «Даме без камелий» Т. Рэттигана в режиссуре Р. Виктюка, — одарённый, страдающий и вместе с тем энергичный.
Вы ищете и находите подробности характера персонажей, обогащая роль и спектакль.
Особая тема — Фредерик Шопен в постановке А. Ковальчика «Лето в Ноане» по пьесе Я. Ивашкевича. Ваш герой жил в мире музыки и творчества. Реальность разрушала гармонию его души отрешенностью гения от суетности бытия.
Творческая судьба не всегда была щедра на сцене родного театра и тогда появлялись спектакли на стороне. Нет, это не скороспелые антрепризные поделки. Это достойный репертуар — «Иванов» А. Чехова в Содружестве актёров Таганки», режиссёр Н. Губенко — чеховский интеллигент на грани нервного срыва. Вышневский в «Доходном месте» А. Островского в театре имени Рубена Симонова, «В Париже» И. Бунина в Актёрском доме — режиссёр А. Кац.
Приняв эстафету Князя Мышкина «Идиот» Ф. Достоевского от талантливого Николая Гриценко, Вы достойно пришли к финишу. Ваш князь активно добр, по-детски простодушен, он не испорчен лицемерием и эгоизмом. В его любви к людям бескорыстие и самоотречённость.
Уже в начале творческого пути Вы проявил профессионализм, наполнив роли большой духовной и физической самоотдачей.
А в «Короле-олене» Вы сыграли мрачного Тарталью в чёрной крылатке и цилиндре — коварного, неверного, опасного.
Ваши последние роли — обречённый трагический Илл из «Визита старой дамы» («Пристань») и Чёрт из табакерки Кочкарёв в «Женитьбе» Н. Гоголя — диаметрально противоположные, требующие психологической глубины с одной стороны, а с другой — заразительной виртуозности, и что характерно — обе оказались Вам по плечу.
К сожалению, в настоящее время у Вас нет работы, достойной Вашего дарования. Но накопленный опыт и профессионализм оставляют надежду на будущее. Пусть сбудутся мечты и судьба щедро одарит Вас новой ролью.
Здоровья, успехов!
С любовью,
Ваши Вахтанговцы