Спектакль Театра Вахтангова «Царь Эдип» стал событием Культурного форума.

4 декабря 2016

В пятницу, 2 декабря, перед торжественным открытием V Международного культурного форума в Петербурге, Владимир Путин собрал ведущих деятелей культуры, которые в прошедшем году реализовали в России или будут реализовывать (в будущем году) международные проекты. Среди участников встречи – Валерий Гергиев и Николай Цискаридзе, Никита Михалков и Федор Бондарчук, Борис Эйфман и худрук Национального греческого театра Стафис Левафинос, директор Театра Вахтангова Кирилл Крок и английский актер Ральф Файнс, который намерен организовать целый ряд российско-британских проектов.

Фото Анатолия Морковкина

Обращаясь к президенту, министр культуры Владимир Мединский особо выделил постановку Римаса Туминаса «Царь Эдип», подчеркнув, что в главном культурном ведомстве страны Театр Вахтангова считают одним из лучших в России, ставят его в пример за эффективную работу и в том числе за реализацию совместного культурного проекта («Эдип» родился как раз в рамках перекрестного года культуры России и Греции). Напомним, первоначально идея такой постановки поступила от худрука Афинского национального театра Стафиса Левафиноса еще несколько лет назад. В июле нынешнего года премьера, наконец, состоялась в античном Эпидавре – с участием российских и греческих актеров. В сентябре «Эдипа» сыграли в Афинах, российская премьера спектакля прошла только в середине ноября (в рамках 95-летия Театра им. Вахтангова), а 2 декабря трагедию Софокла сыграли на культурном форуме. Министр культуры Греции Лидия Кониорду поделилась с Путиным своим наблюдением: интерес к античному наследию в России в последние годы заметно возрос, и успех «Царя Эдипа» – тому подтверждение. Стафис Левафинос, который, кстати, хорошо говорит по-русски (выпускник ГИТИСа 1990 года) обратил внимание президента и на такой немаловажный сегодня факт: дело в том, что в наш политически неспокойный век «Царь Эдип» стал «интернациональным спектаклем», который объединяет народы и стирает границы, обращается к главным человеческим ценностям. Следом директор Театра Вахтангова Кирилл Крок подчеркнул, что речь идет не о проекте, который, как теперь модно, демонстрируется в рамках форума, а о полноценном репертуарном спектакле Театра Вахтангова. И его участие в форуме – это своего рода гастроли.

После трех премьерных показов спектакль Римаса Туминаса завоевал успех, и уже сейчас на ближайшие постановки все билеты распроданы, – говорит Кирилл Игоревич. Между тем, по сведениям «Театрала», спектакль не смогут играть нечасто. Это подтвердил нашему изданию Римас Туминас:

– Изначально я думал сделать так: в Эпидавре мы поставим «Царя Эдипа» совместными усилиями (хор в постановке играют греческие артисты, проходил большой кастинг, из 130 претендентов отобрали 11 человек), а в Москве найдем хору замену. Выучить греческий язык не так сложно. Кроме того, в России есть артисты, музыканты, которые владеют греческим. Однако после премьеры я понял, что искать замену – это все равно что ставить новый спектакль. Другая атмосфера. Другие «исходные рамки». Я решил ничего не менять. И попросил дирекцию, чтобы в Москву на спектакль приезжали наши коллеги из Афин. Дело это трудозатратное (артисты – из разных театров, у каждого насыщенный график). Привезти их в Москву процесс дорогостоящий, но я решил, что надо настоять на этом. И, к счастью, дирекция пошла мне навстречу. Спектакль будет идти один раз в месяц или раз в два месяца – в зависимости от обстоятельств.