К 65-летию Римаса ТУМИНАСА!

13 января 2017

20 января отмечает юбилей художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова режиссер Римас Туминас. В этот день в эфире телеканала «Россия К» – премьера документального фильма «По пути к пристани» (22:15) и спектакль «Дядя Ваня» (23:20).

Режиссер Римас Туминас – обладатель множества театральных премий – «Золотой маски», Международной премии Станиславского, премии «Чайка», Гран-при московской театральной премии СТД «Гвоздь сезона», премии «Хрустальная Турандот», премии «Звезда Театрала», Международной премии «Балтийская звезда»…. Всех и не счесть! Когда-то на вопрос, почему он хочет стать режиссером, ответил: «Хочу научиться ставить Чехова. Больше мне ничего не надо!»

Римас Туминас поставил почти все пьесы Чехова, некоторые – по нескольку раз. Но до этого был долгий трудный путь постижения профессии режиссера с ее неизбежными взлетами и падениями и постоянным стремлением к совершенству. В родной Литве – сначала режиссер, а с 1994 по 1999 годы – главный режиссер Национального драматического театра Литвы, в 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. С 2007 года Туминас выстраивает новую жизнь одного из самых известных и любимых зрителем театров Москвы, прославившегося своими актерскими традициями – Театра им. Евг. Вахтангова. С его приходом легендарная сцена на Старом Арбате переживает подлинный ренессанс и сегодня даже трудно представить, что еще несколько лет назад не все актеры театра приняли его, многие считали чужаком, не имеющим отношение к вахтанговской традиции. К 90-летию театра Туминас, как волшебник, осуществил мечты о несыгранных ролях корифеев театра, поставив «Пристань» – спектакль, уже ставший легендой. «Римас как никто знает русскую классику и любит ее, – рассказывает в документальном фильме «По пути к пристани» (20 января, 22:15) Сергей Маковецкий. – Получается хорошая вещь – в Литве его обвиняют за то, что он ставит «Три сестры». И здесь его обвиняют за то, что он ставит «Дядю Ваню». Хочется сказать: «И куда же бедному крестьянину податься?» Я считаю, что именно благодаря Римасу наш театр зазвучал. Он продолжил этот век, эту жизнь Вахтанговского театра, запустил это сердце опять, и оно стало биться».

Театр Туминаса – тонкий, эстетский, темпераментный – весь построен на актерской игре. У режиссера-философа высочайшая планка в творчестве. «Небеса следят за нашей игрой», – любит говорить он. Может быть, поэтому он не доверяет спецэффектам и новым технологиям. Туминас уверен, что чудо театра творят актеры, именно им подвластно переносить зрителя во времени и пространстве. «Когда я вижу, как работает Римас, понимаю, что у тебя не будет корабля, он даже отберет плот, он пустит тебя по воде. И это твое право – утонешь ты или по этой воде пойдешь», – делится Мария Аронова.

Кадры репетиций, впечатления актеров от работы с мастером и его собственные рассуждения о себе, театре, судьбе и вере создают объемный портрет выдающегося литовского и российского театрального режиссера. «Трудно на себя смотреть и заглянуть в себя, – говорит Туминас. – Это самое трудное. Театр затем и существует, чтобы ты узнал других, приблизился бы к себе, но себя не дано узнать… Я верю в судьбу. Все закодировано, и судьба ведет. Даже воззрения закодированы. Кажется, ты выбираешь, но для тебя выбирают. Думаешь, что ты хозяин жизни, но это, увы, не так. Хозяин там, где мы не видим, не ощущаем, не знаем. Кто-то распоряжается нашими жизнями, я в это верю. Не безусловно, но соглашаюсь и подчиняюсь. Иногда труднее верить, чем проживать саму жизнь. Я не особо религиозен, но мне кажется, что в театре я творю исповеди и ритуалы, то, что делает церковь. Находишь в себе и актерах святых и грешных, ищущих искупления грехов. Господи, дай же ты всем понемногу! И не забудь про меня…»

В 23:20 – спектакль Театра им. Евг. Вахтангова «Дядя Ваня» с участием Сергея Маковецкого, Владимира Симонова, Анны Дубровской, Владимира Вдовиченкова, Евгении Крегжде, Людмилы Максаковой. Знаменитая пьеса А.П. Чехова в неожиданной постановке Римаса Туминаса. Столь хорошо знакомых персонажей здесь узнать не так-то просто. Режиссер не переписал текст, не сократил его, но прочел его как с чистого листа… Спектакль – лауреат премии «Золотая маска» 2011 года в категории «Лучший спектакль в драме, большая форма».

Пресс-служба телеканала «Россия К»http://tvkultura.ru/article/show/article_id/163666/