Театр Вахтангова готовится к опытам
ТЕАТРАЛ, 31 ЯНВАРЯ, 2017
http://www.teatral-online.ru/news/17505/
Своему филиалу, который откроется в сентябре нынешнего года, Театр им. Вахтангова дал имя Рубена Симонова – одного из главных учеников Евгения Вахтангова, продолжателя его театральных традиций. Сейчас на всех этажах здания идет масштабный ремонт, но первые очертания будущего театра во многом уже видны…
Впрочем, масштабный ремонт – мало сказано. Изначально здание не было театральным. Строилось в 1936 году как общеобразовательная школа, позже приютило в своих стенах Министерство рыбной промышленности. Даже расположившийся здесь в 1993 году молодой столичный коллектив – Театр имени Рубена Симонова – свои постановки играл в… актовом зале.
Сейчас от зала осталось одно воспоминание. Груды кирпича, бетонные блоки, строительные леса… Сквозь пыль от перфораторов видны силуэты рабочих. На первый взгляд, здесь хаос во всем…
– Подождите, совсем скоро на месте этих бетонных плит появятся два зрительных зала, – говорит художник Максим Обрезков.
Согласно замыслу, Симоновский филиал – площадка прежде всего экспериментальная: соединение театра и литературы в формате творческой лаборатории. Два зала (на 100 и 120 мест) будут расположены по-соседству друг с другом. В первом построят полукруглую сцену и зал в виде невысокого амфитеатра; второй же сохранит прямоугольную конфигурацию, однако в глубине сцены будут два окна, которые, при необходимости, режиссеры смогут обыграть в своих постановках.
– Простор для фантазии богатый, – продолжает Максим Обрезков. – Залы вроде бы идентичны, но все-таки отличаются друг от друга. Прекрасные условия для спектакля, где первое и второе действие должны происходить в разных интерьерах. В связи с этим, кстати, мы не стали наглухо разделять два помещения, и спроектировали арьерную сцену. То есть пройти в соседний зал можно будет не только через фойе, но и через подмостки, что опять-таки даст режиссерам пищу для фантазии.
Со строительной площадки идем в фойе. Здесь уже все готово – вплоть до того, что в зрительской зоне расставлена мебель, установлены информационные плазменные панели и фигурные, стилизованные под старину зеркала. Освещение тоже достаточно необычное – десятки электрических светильников, похожих на лампочки Ильича, свисают в затейливых колбах на длинных проводах.
– Здесь, конечно, намек на физические опыты? – «со знанием дела» говорю художнику.
– Нет, такой задачи мы не ставили. Это скорее звездное небо.
Цвет фойе преимущественно синий. На белой кирпичной стене – портрет Рубена Николаевича в стиле граффити.
– Синий цвет выбран, наверное, потому, что и мемориальный кабинет Симонова в Театре им. Вахтангова – тоже оформлен в этих тонах?
– Да, это любимый цвет Рубена Николаевича. И, отдавая дань памяти, он стал определяющим в решении нового театрального пространства, – говорит Максим. – На втором этаже разместится буфет и так называемая историческая зона, где будет воспроизведен домашний кабинет Симонова (семья передаст для этого мебель и раритетные вещи). Сейчас мы ищем обои – наподобие тех, что были у него дома. Кроме того, там разместится и экспозиция, посвященная истории Театра Рубена Симонова.
Требуется пояснение: в здании, которое нынче принадлежит Театру им. Вахтангова, до 2014 года располагался Московский театр им. Рубена Симонова (был основан в 1988 году сыном Рубена Николаевича – Евгением Симоновым). Юридического отношения к Вахтанговской сцене этот коллектив не имел, хотя никогда не скрывал своего тяготения к вахтанговской стилистике, да и руководили им только вахтанговцы: после смерти Евгения Рубеновича – Юрий Яковлев (2,5 года), затем – Вячеслав Шалевич. Об этом тоже расскажет будущая музейная экспозиция.
На третьем этаже разместится режиссерское управление и производственные цеха, третий и четвертый этаж частично будут отданы Щукинскому театральному училищу.
– Мы знаем, как долго обычно тянутся театральные реконструкции, а у вас прямо-таки стахановские темпы: всего за два года перестроить всё здание от подвала до чердака – не шутка. От куда такие средства? – задаю вопрос директору Театра им. Вахтангова Кириллу Кроку.
– Общий бюджет реконструкции и оснащения филиала, думаем, будет около 200 млн. руб. Точно сказать пока не можем: сейчас активно считаем все, что связанно с театральной технологией двух залов, а это верхняя механизация, свет, звук, тех.телевидение, системы вентиляции и кондиционирования воздуха.
Здесь три финансовых источника. Начальный этап реконструкции (укрепление фундамента и стен, ремонт фасада) мы провели благодаря субсидии Министерства культуры. Она составила 25 млн. рублей. Еще 70 млн. рублей дали наши спонсоры, которые верят нам и знают, что все их денежные средства будут использованы строго по назначению, и театр отчитается за них до последней копейки. И порядка 60 млн. рублей театр вложит из собственных средств. То есть темпы, о которых вы говорите, сложились благодаря нашим совместным усилиям.