Две одноактные оперы ХХ века в постановке Римаса Туминаса.
Московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко пригласил на постановку очередной оперной премьеры художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова Римаса Туминаса.
В Музыкальном театре ждали этого сотрудничества несколько лет, предлагая режиссеру разные названия. И вот выбор сделан — две одноактных оперы: «Царь Эдип» Игоря Стравинского и «Замок герцога Синяя борода» Белы Бартока.
Премьерные показы объявлены на 16, 17, 18 и 19 марта.
Оперный «Царь Эдип» последует у Туминаса и его постоянных соавторов — художника Адомаса Яцовскиса и хореографа Анжелики Холиной — после двух версий на драматической сцене: в античном греческом театре в Эпидавре и в Театре имени Евгения Вахтангова в Москве. К участию в оперной постановке на роль Рассказчика приглашены артисты Вахтанговского театра – Сергей Епишев и Виталийс Семеновс.
Накануне премьеры, состоялась презентация спектакля, которая позволила заглянуть в творческую лабораторию его создателей.
Феликс Коробов, дирижер:
«Мы представляем две одноактные оперы – Стравинского «Царь Эдип» и Бартока «Синяя борода» — культовые музыкальные произведения начала ХХ века. Любопытно, что между премьерами этих спектаклей прошло всего десять лет. Но это десятилетие было таким бурным, насыщенным, что, кажется, прошел целый век. И сейчас эта музыка остается актуальной, остается современной, она должна увлекать публику не только умственно, но и чувственно.
Римас Туминас, Адомас Яцовскис и Анжелика Холина, работая на нашей сцене, оставили в нашем театре свою ауру и, надеюсь, оставляют и хороший спектакль».
Римас Туминас, режиссер:
«Я не встречал еще такой труппы – они все такие красивые, добрые! Их актерское существование меня очень порадовало: их воображение, сознание творит, они участники и создатели спектакля. Замечательно работает и звучит хор. И это открытие очень дорого для меня – это жизнь, это красиво.
Нас объединило ощущение театра, любовь к музыке, объединил материал: тема распада семьи и родословности, гибели и рока. «Царь Эдип» меня не отпускает.
Всю жизнь нас призывают к борьбе. Когда меня спрашивают, как дела, я всегда отвечаю: дела идут впереди, а я за ними. Нужно пропустить судьбу вперед. И в этом — не смирение, не поклонение, но тихая боль от того, что ты ничего не можешь. Боль постижения, стремления к истине, познание ее тайны.
Стравинский сократил античный текст в шесть раз, убрал второстепенных героев, сохранив лишь главную интригу трагедии. Мы попытались превратить этот спектакль в площадное представление. Главное — не потерять чувство меры, вкус. Чтобы не потерять, нужно всю жизнь набирать, придумывать, создавать. Солист, как и актер, должен вбирать все то, что происходит в сегодняшней жизни. Мышление – и есть современность».
В один вечер с «Царем Эдипом» будет идти одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Соседство это не характерное. Вместе их почти не исполняют. Но авторы постановки решили, что эти произведения роднит человеческая страсть к постижению истины и самого себя, к познанию невозможного.
«Синяя борода» — это некая притча. Чтобы любить, нужно чего-то не знать. Все мы так неудержимо стремимся к истине, а я бы повторил вслед за Катуллом: надо опустить паруса, чтобы не проплыть гавань».