В Нью-Йорке спектаклем «Дядя Ваня» открылись гастроли московского Театра им. Евгения Вахтангова.
1 канал, 16.06.2017 21:30
Репортаж Жанны Агалаковойhttp://www.1tv.ru/news/2017-06-16/327184-v_nyu_yorke_spektaklem_dyadya_vanya_otkrylis_gastroli_moskovskogo_teatra_im_vahtangova
В Нью-Йорке начались гастроли Театра имени Вахтангова. Антон Чехов, «Дядя Ваня». Замысел режиссера Римаса Туминаса, по его словам — не просто сыграть, а вскрыть наше время. Потому что суть всех конфликтов одинакова и передается из поколения в поколение от античных времен.
Зарубежные гастроли — возможность не только себя показать, но и других посмотреть. Вот Сергей Маковецкий едва прилетел — тут же отправился на знаменитый бродвейский мюзикл.
«Я подумал: если вам это нравится — а я вижу, что вам это нравится — что же вы будете делать на «Дяде Ване»? Да вы с ума сойдете от восторга!» — сказал он.
Римас Туминас поставил «Дядю Ваню» в 2009 году, и с тех пор объехал с ним почти полмира. Нет, герои здесь не поют и не танцуют, хотя от академической версии эта постановка далека. Глубина и неоднозначность чеховского текста предполагает бесконечное число авторских прочтений.
«Как радостно, что каждый раз перед спектаклем ты открываешь текст, и открывается еще много новых обстоятельств, которые раньше не замечал, которые мы проходили или считали бессмысленными», — говорит режиссер.
«Я не знаю, существует космический разум, понимаете? Он не просто драматург, просто драматурги не могут так долго жить и вызывать такой восторг», — говорит актриса Людмила Максакова.
Невероятная музыка литовского композитора Фаустаса Латенаса. Звук трубы, от которого рвется сердце. Римас Туминас мечтал бы, чтобы в Москве у входа в Вахтанговский театр по другую сторону от золотой ажурной Турандот стоял бы памятник дяде Ване, несостоявшемуся герою, который для него — откровение и открытие всей русской литературы.
«Теряет героя Грибоедов, теряет Пушкин, теряют все другие драматурги, Толстой, а Чехов понял — и не надо. И не надо! Все мы герои. Все мы дяди Вани», — говорит Римас Туминас.
На этой сцене вахтанговцы уже показывали своего «Евгения Онегина» и «Улыбнись нам, Господи», которые публика приняла очень горячо. Для Вахтанговского театра это третьи гастроли в Северной Америке: Нью-Йорк, Бостон и Торонто. В Канаде «Дядю Ваню» взяли в программу крупнейшего в этой части света театрального фестиваля, и он единственный представляет Россию. Американские критики уже откликнулись: этот спектакль — как картина невероятной красоты. Блестящий образчик великой системы Станиславского, которая до сих пор основа основ для актеров и режиссеров в любой части света.
«Это очень интересная и совершенная отличная версия «Дяди Вани». Сюда недавно приезжала Кейт Бланшетт со своим «Дядей Ваней». Но тут — очень сильный спектакль», — говорит директор Линкольн Центр фестиваля Найджел Редан.
Это Чехов без традиционного самовара и русского усадебного быта, вместо старой няньки — кокетка в бусах и парике. О самом важном герои не кричат — говорят обыденно, вполголоса. И от этого еще страшней. В человеке все прекрасно: душа и тело, одежда и мысли. А счастья не было и не будет.
«Мне кажется, каждый второй человек может сказать себе: да, немножко не на той улице родился. Или не то сделал. Поэтому надо просто намекнуть, пропищать. Публика сама скажет эту фразу: пропала жизнь», — говорит актер Сергей Маковецкий.
Извечная русская тоска по далекому и невозможному оказывается понятна и здесь. И зал долго не отпускает артистов.