Вахтанговцы открыли 97 сезон!
В среду, 6 сентября, на открытии сезона Театра имени Евгения Вахтангова директор Кирилл Крок представил подробный отчет минувшего сезона, а в заключение сказал: «Хочу поделиться с вами двумя цитатами, которые я себе выписал. Первая: «Жизнь становится намного веселее, если подходить ко всем ее вызовам творчески». И вторая: «Нужно нам самим освободить себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть и при сильном ветре».
Две эти мысли имеют прямое отношение к Вахтанговскому коллективу (и похоже стали для директора творческим кредо), поскольку в прошлом сезоне театр установил абсолютный рекорд.
– Мы сыграли в Москве на всех наших площадках в общей сложности 700 спектаклей. На Основной сцене – 277 спектаклей, на Новой – 231, в Студии – 84, в Арт-кафе – 108. На спектаклях побывало 302 715. Заполняемость составила 97,13%.
Кроме того, 69 спектаклей сыграли на гастролях. Из них 40 — в России и 29 – за рубежом.
В новом сезоне театр продолжит гастроли и участие в международных проектах (Вахтанговцев ждут в Китае, Британии, Италии, Колумбии). Ближайшая международная поездка предстоит в октябре в Китай, где на протяжении нескольких дней вахтанговцы будут играть «Евгения Онегина».
– Мне написал мой друг из Китая (актер, режиссер, он учился в Москве), что едва открыли продажу билетов, интернет-сайт и кассы самого театра смогли поработать только первые 15 минут, потому что через 15 минут все 4800 билетов были распроданы, – подчеркнул Кирилл Игоревич.
Отдельно разговор касался Симоновской сцены, которую после двухлетнего капитального ремонта, театр открывает 17 ноября.
– Когда начинался ремонт, я очень волновался, поскольку ремонт и строительство – это все-таки не профильная для театра деятельность. К тому же, Симоновская сцена представляет собой 4-х этажное здание общей площадью 3,5 тыс. метров. Но мы уже вышли на финальную стадию. Хочу подчеркнуть, что все работы выполнены благодаря субсидии, выделенной на капитальный ремонт Министерством культуры, которая составила 25 млн. рублей. Еще 85 млн. рублей — это деньги, которые нам дали наши друзья два банка целевым назначением на ремонт. Недостающую сумму добавил театр. Общий бюджет реконструкции составил 200 млн. рублей. Это те самые средства, которые мы с вами зарабатываем нашим нелегким трудом, играя по 700 спектаклей в сезоне. Спасибо вам большое за это.
Присутствовавший на сборе труппы Министр культуры РФ Владимир Мединский наградил актрису Лидию Вележеву Орденом дружбы, а художественного руководителя Римаса Туминаса – Орденом почета.
– Полагаю, что эта награда связана с моим маленьким юбилеем, – сказал Римас Владимирович. – В этом году – десять лет, как я руковожу Вахтанговским театром. И в связи с этим хочу зачитать фрагмент из дневника моего предшественника Михаила Ульянова:
«Уже десять лет я сижу в кресле художественный руководитель театра. Всё чаще и чаще приходит в голову мысль: а не бросить ли это всё? Плохо справляюсь с рулем этого перенаселенного корабля. Не хватает воли, не хватает решительности в решении каждодневных проблем. Кто-то сказал: пока Ульянов не научится говорить «нет», порядка не будет. Мне природой не дано это. А пост руководителя требует и гибкости, и компромиссности, и жестокости, и беспощадности. Всё это банальная мысль, но в то же время – истина».
Это есть и во мне. Я прочитал, чтобы и вы меня поняли, что сомнений много. Но я знаю, как я вас люблю. Люблю человека, люблю жизнь. И попытаюсь гармонизировать жизнь, гармонизировать мир, насколько нам это удастся. Хочу пожелать только одного – не терять вкус. В середине сезона была такая опасность, потому что играем много. В работе артиста, бывает, не всё идет хорошо. Но если творчество будет держаться на хорошем вкусе, то это спасет от провала.
На ближайшие дни до конца сентября Римас Владимирович взял некоторый таймаут. В образовавшейся паузе он должен решить, какая из намеченных ранее постановок увидит свет в обозримом будущем. В планах – «Фауст», «Война и мир», «Три сестры» и подзабытая комедия Гольдони «Дачная лихорадка».
– Хочется верить и не терять надежды на лучшее, – подчеркнул режиссер. – Если бы всё это взять и поставить! Я перед многими из вас в долгу, со многими еще не встречался в работе. Так что постараюсь дойти до каждого из вас. И желаю нам скорой встречи.
К столетию Юрия Любимова (30 сентября) на Основной сцене состоится премьера спектакля Анатолия Васильева «Старик и море» с Аллой Демидовой в главной роли. Также Римас Туминас предложил Юрию Бутусову сделать инсценировку и поставить спектакль по «Дону Кихоту». Владимир Мирзоев выпустит новую версию своего спектакля «Сирано де Бержерак». Кроме того, ожидается, что спектакль, рассчитанный на корифеев театра, поставит Владимир Иванов (состав артистов и драматургический материал пока уточняются).
Новая сцена открывается премьерой по роману Олега Зайончковского «Сергеев и городок» (постановка Светланы Земляковой). А следующая премьера состоится 7 октября: грузинский режиссер Автандил Варсимашвили выпускает спектакль «Ричард III» с Максимом Севриновским в заглавной роли.
– Но основное внимание сейчас сосредоточено, конечно, на Симоновской сцене, – сказал Римас Туминас. – Мы открываем ее Парадом премьер, и самой первой будет постановка «Вечер шутов». Я верю, что всё получится. Над спектаклем работает Екатерина Симонова. Есть в этом особый смысл: она возвращает нас в здание, которое носит имя ее прославленного деда. Кстати, в это пространство она входит не только с «Вечером шутов», но и с «Дневником Анны Франк».
Также в числе заявленных премьер Симоновской сцены: «Сон императрицы» (пьеса и режиссура Андрея Максимова), «Очарованный странник» (режиссер Наталья Ковалева), «Юбилей» (пьеса вахтанговца Федора Воронцова, постановщик Илья Шиловский) и постановка по новеллам Стефана Цвейга (спектакль ставят ученики Туминаса – Владимир Бельдиян, Гульназ Балпеисова, Хуго Эриксен и Анатолий Шульев).
В финале своего выступления Римас Владимирович сказал:
– Я хочу объявить, что закрывается Первая студия. Потому что она уже сыграла свою роль, выполнила задачи. И хотя во многом она нам помогла, она себя исчерпала. Закрытие студии произойдет не сразу – постепенно. Вот такие невеселые мысли. Но если сложить всё – прекрасно.
Театрал, Виктор Борзенко «Мест нет»