«Вахтангов_Чехов.docx» (Игра с документом) — на Симоновской сцене!
На моей памяти не было такого, чтобы один театр пригласил к себе с показом другой театр и даже, вероятно, помог этому другому материально, чтобы этот показ осуществился.
На Симоновской сцене театра Вахтангова Санкт-Петербургский Городской театр сыграл спектакль «Вахтангов_Чехов.docx» (Игра с документом), призер премии «Прорыв». В постановщиках значилась Наталия Лапина, и это имя не было мне не знакомо. Проверила — так и есть, была причастна и даже ответственна за создание чуда чудного, которое мне досталось два года назад. И более того, когда актеры вышли на сцену, оказалось, что и они к этому были причастны и за то ответственны.
Спектакль сделан, с одной стороны, в формате, сходном с «мемориальными», но разовыми постановками в Театре Пушкина или МХТ, посвященными юбилеям великих театральных людей. С другой стороны — эта команда уже имела дела со всякими doc., когда создавала или, вернее, воссоздавала (по архивным материалам 1-й студии МХТ) то самое чудо — незабвенную, уникальную «Гибель «Надежды», показанную на фестивале «Твой шанс» На Страстном. Тогда ее мало кто увидел, но зато там была и очень высоко оценила эту работу Инна Натановна Соловьева, которая и в этот раз присутствовала.
Если очень коротко, то новая работа той же, хотя и усеченной (часть выпускников разбрелась кто куда), компании просто виртуозна, во всех отношениях. Тексты для истории про 1-ю студию и судьбу ее участников взяты из писем, мемуаров, книг театроведов, включая и Соловьеву, и главу их Мастерской Сергея Черкасского, а перечень имен и названий выглядит как список литературы к какой-нибудь очень солидной научной работе.
Композиция выбранных фрагментов кажется безукоризненной, но проверить это трудно — двухчасовой рассказ несется таким бешеным вихрем, и сведения, события, реальные эпизоды, факты, выводы, наблюдения сменяют друг друга с такой быстротой, что времени хоть как-то зафиксировать это в памяти не остается ни мгновения. «Бежит волна, волной волне хребет ломая», и это единственное, о чем можно пожалеть. Потому что просто смотреть это представление — сплошное удовольствие. Сделанный на стыке психологического и игрового, даже суперигрового театра, с легкой, подвижной сценографией, состоящей из вешалки (с чего начинается…) -занавеса, с «ручным» светом, с простым и очень значимым реквизитом (бутафорский гвоздь как символ сквозного действия, свернутые в кольцо куски тонкого кабеля — круги внимания), куклой-Станиславским с картонной физиономией и вальяжно жестикулирующими человеческими руками, балаганными масками Немировича и Горького, замечательно выбранными центральными персонажами (Илья Ходырев — Михаил Чехов и Роман Михащук — Евгений Вахтангов не только прекрасно играют, но и внешне не противоречат своим героям), комический донельзя, но с трагическим умирающим клоуном-Вахтанговым в гримерке, спектакль, конечно, страшно перегружен, а в то же время легкость в нем необыкновенная. За два года былые студенты здорово продвинулись в игровом мастерстве, освоили чуть не дель’артные приемы, а во всем прочем они и тогда были превосходны. И вот теперь они собрали свой театр, Наталья Лапина им руководит, денег никто не дает, своей площадки нет, нет даже своего сайта, но в афише уже с десяток спектаклей, некоторые отмечены разными премиями или попаданием в лонг-лист ЗМ, и Туминас не зря сказал, что завидовал, пока смотрел их спектакль — «почему не мы, вахтанговцы, это сделали».
Очень хочется пожелать им удачи, успеха, и чтобы вернулись туда те, кто решил, что будет перспективнее оказаться на подпевках в унылых, но золотомасочных спектаклях, чем на свой страх и риск затевать собственный проект на голом месте и блистать в нем во всей красе.
Сам Бог послал Кирилла Крока в эксперты «Прорыва», чтобы по его инициативе состоялась эта гастроль. 19-го еще один показ.
Статьи по теме:
ТАСС, 18.04.2018
http://tass.ru/kultura/5135829РИА НОВОСТИhttps://ria.ru/culture/20180418/1518879130.html