«Дядя Ваня». В Париже начался второй этап гастролей Театра Вахтангова.

28 сентября 2019

«ДЯДЯ ВАНЯ» ВЫИГРАЛ СПОР

В ПАРИЖЕ НАЧАЛСЯ ВТОРОЙ ЭТАП ГАСТРОЛЕЙ ТЕАТРА ВАХТАНГОВА

28 СЕНТЯБРЯ 2019

ВАЛЕРИЙ ЯКОВ, ПАРИЖ | ФОТО АВТОРА

«Евгений Онегин», обласканный восторгами парижских зрителей и комплементарными публикациями французской прессы ещё не успел долететь до Москвы, а Елисейские поля уже захлестнула новая волна ажиотажа. Шесть показов «Дяди Вани» вызвали жаркие обсуждения ещё задолго до начала второго этапа гастролей. Публика, давно раскупившая все билеты, с нетерпением ждала встречи с полюбившимися вахтанговцами, а бывалые французские театралы спорили — удастся ли «Дяде Ване» Туминаса хоть чем-то их удивить с учетом того, что эта пьеса здесь исключительно популярна, и идёт во многих театрах. Впрочем, спорили не только об этом…

Накануне, около полуночи, публика никак не хотела отпускать со сцены актеров «Евгения Онегина». Аплодисменты и восторженные крики были бесконечными и могли бы, казалось, продолжаться до рассвета, но их прервали, опустив занавес. И за кулисами счастливые вахтанговцы разлили по бокалам шампанское, чтобы тут же на сцене поздравить с предъюбилейным днём рождения Людмилу Максакову. Поднялся из зала за кулисы и посол России во Франции Алексей Мешков чтобы вручить свой шикарный букет народной артистке, выразить признательность вахтанговцам и особо — Римасу Туминасу за восхитительный талант и ярчайший акт «народной дипломатии».

Но праздновали недолго. И даже не собрались на традиционную для таких случаев съемку общего фото на память. Рабочие сцены уже вовсю разбирали декорации. А Кирилл Крок аккуратно просил освободить пространство, и не мешать коллегам с шуруповертами. Он ни на минуту не забывал, что уже завтра днём здесь должна состояться репетиция «Дяди Вани», а вечером — первый показ. И ещё не забывал про «спор» с директором театра «Мариньи» Жак-Люком Шопленом, который утверждал, что за ночь невозможно убрать декорации «Онегина» из теснейшего закулисного пространства его театра, и смонтировать «Дядю Ваню». «Спектакль завтра придется отменять», — пугал он Крока, но тот в ответ лишь усмехался. Шуточный спор никак не отразился на слаженной работе вахтанговского персонала. Во-первых, они о нем не знали. А, во-вторых, давно уже привыкли работать не во французском расслабленном стиле. Уже к утру под проливным дождем все «Онегинские» декорации были погружены в фуры, стоящие за сквером, через который приходилось тащить все это сценическое добро. А на сцену из этих же фур перенесли интерьер «Дяди Вани». И к дневной репетиции все было смонтировано.

«Это не реально! Если честно, я не очень верил, что они успеют, — признавался мне вечером с улыбкой Жан-Люк. — Но теперь я с волнением жду «Дядю Ваню». Вы же знаете, у нас очень взыскательная публика, которая не раз видела эту пьесу во французских театрах. Боюсь, что ее трудно будет так же поразить, как «Евгением Онегиным».

Но уже в первом отделении стало понятно, что опасения Жан-Люка и тревоги вахтанговцев оказались напрасными. Зрители смотрели спектакль затаив дыхание. А как только занавес стал опускаться после первого отделения, в переполненном зале раздались крики «Браво!»

Надо ли говорить о том, что к финалу спектакля зал был окончательно покорён невероятной игрой вахтанговских «звёзд».Эмоциональные французы (да и французские наши) последние сцены спектакля смотрели со слезами на глазах. А потом устроили такие овации, что, казалось, разбудят половину ночного Парижа. Но самые взволнованные зрители не ограничились и этим. Выйдя из зала, они собрались у служебного подъезда, создав там настоящую толпу, и стали встречать аплодисментами и криками «Браво» выходящих актеров, стали просить автографы, делать селфи.

И вручили цветы усталому Римасу. Усталому, но с неизменной улыбкой ироничного мудреца.