Леониду Генриховичу Зорину – 95!
3 ноября исполнилось 95 лет выдающемуся писателю, поэту, драматургу и сценаристу Леониду Зорину. Театру имени Евгения Вахтангова чрезвычайно повезло, что его репертуарные пути пересеклись с творчеством Л.Г. Зорина, драматического писателя мирового масштаба.
В Вахтанговском театре в разные годы с огромным успехом шли четыре его пьесы:
1965 г. – «Дион». Режиссёр – Рубен Симонов, в главных ролях – Михаил Ульянов, Николай Плотников, Юлия Борисова.
1967 г. – «Варшавская мелодия». Режиссёр – Рубен Симонов, в главных ролях – Михаил Ульянов и Юлия Борисова.
1969 г. – «Коронация». Режиссёр – Евгений Симонов, в главной роли – Николай Плотников.
2002 г. – «Царская охота». Режиссёр – Владимир Иванов, в главных ролях – Мария Аронова, Анна Дубровская, Владимир Вдовиченков.
Все началось в начале 60-х годов прошлого столетия, озвучивших последние капли «оттепели». Леонид Генрихович вернул театру Человека с его страстями, чувствами, мыслями, силой и слабостью.
В «Дионе», как не в одной другой пьесе Зорина, была вскрыта непримиримая сущность противостояния Человека и Власти. Поэтому, видимо, «компетентные органы» так придирчиво относились к постановкам этой пьесы. Известно, что товстоноговский «Дион» в ленинградском БДТ был запрещен из-за совершенно явной аллюзионности. Рубен Николаевич Симонов в своей постановке придал всемирный вневременной характер конфликту Поэта с Властью. Но это позволило Вахтанговцам, учтя «многочисленные справедливые замечания», выпустить эту прекрасную пьесу Зорина на волю.
Те же проблемы, в несколько ином преломлении, были затронуты позднее и в «Коронации» — спектакле Евгения Рубеновича Симонова.
Другой аспект творческого исследования этой «проклятой» темы предложил писатель в глубоко лирической «Варшавской мелодии». Пьеса связана с трагическими событиями прошлого нашей страны, когда Указ Верховного совета запретил браки с иностранцами. Подчиняясь обстоятельствам, герой пьесы и спектакля Виктор отказывается от любви, обрекая себя на душевную пустоту. Интересно отметить, как по-разному трактовали финал этой истории постановщик спектакля Р.Н. Симонов и исполнитель роли – М.А. Ульянов. Симонов предлагал Ульянову считать отказ от любви вынужденным актом, тем самым, оставаясь любящим человеком до конца. В трактовке Ульянова, герой, будучи конформистом, отрекался от любви добровольно, превращаясь в полнейшее человеческое ничтожество. В конце — концов, при обоюдном согласии были найдены минимальные компромиссы, хотя окончательный вердикт в этом споре выносили зрители.
Тот же конфликт – Любовь и Долг – лег в основу и другой замечательной зоринской пьесы этого же периода – «Царская охота». На этот раз в ней действовали персонажи русской истории в событиях действительно имевших место. Правда, Вахтанговцы обратились к этой пьесе в постановке В.В. Иванова спустя много лет после ее написания. Но это ни в коей мере не умалило, а напротив, подчеркнуло ее неоценимые литературные достоинства. Исполняя государственный долг, блистательный царедворец граф Орлов по существу предает в руки палачей свою любовь — отдавшуюся ему всем сердцем прелестную беззащитную женщину. Извечный конфликт Человека и Власти еще раз обрел в этой пьесе, а затем и в спектакле, свою блистательную разработку и, в конечном итоге, неразрешимость.
Тщательно выписанные характеры названных пьес (прекрасная литература!) обогатили творческую палитру вахтанговских актеров, открыли перед ними новые горизонты. Среди них были актеры старшего поколения – Юлия Борисова, Николай Плотников, Михаил Ульянов, Николай Гриценко и молодые Вахтанговцы – Мария Аронова, Анна Дубровская, Елена Сотникова, Владимир Вдовиченков, Юрий Красков, Алексей Завьялов и др.