137 лет со дня рождения Евгения Богратионовича Вахтангова.
Евгений Богратионович Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе, в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело, но Евгений еще в гимназические годы увлекся театром и посвятил ему всю свою жизнь.
В 1909 году он поступил в Москве в театральную школу Александра Адашева, где преподавали актеры МХТ Василий Лужский, Василий Качалов, а также Леопольд Сулержицкий, оказавший серьезное влияние на становление творческой личности, мировоззрения и театральных взглядов Вахтангова. Историки театра признают за Сулержицким роль «повивальной бабки» системы Станиславского.
Последователь идей Леопольда Сулержицкого и Константина Станиславского, их самый верный и талантливый ученик – Евгений Вахтангов воплощал и развивал теории своих учителей — как актёр, как режиссёр, как педагог:
«Цель искусства — нравственное совершенствование общества, Студия — община единомышленников, актерская игра — правда переживаний, спектакль — проповедь добра и красоты».
По окончании школы Адашева в 1911 году Евгений Вахтангов был принят в число сотрудников Московского Художественного театра. В 1914 году – возглавил Студенческую драматическую студию, которая в 1920 году стала Третьей студией МХТ, а впоследствии получила имя своего основателя, став называться Театром имени Евгения Вахтангова.
Е.Б. Вахтангов прожил недолгую жизнь и поставил на профессиональной сцене немного спектаклей: «Праздник мира» Г. Гауптмана, «Потоп» Г. Бергера, «Росмерсхольм» Г. Ибсена, «Эрик XIV» А. Стриндберга – Первая студии МХТ; «Гадибук» С. Ан-ского – студия «Габима»; «Свадьба» А.П. Чехова, «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци – Третья студия МХТ. Мечтал поставить «Каина» Байрона и Библию…
«Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци стала последней его работой.
«Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» — вызвав в зале бурю восторга». (Из книги «Театр имени Евг. Вахтангова»).
Этим спектаклем Е.Б. Вахтангов открыл новое направление в театральной режиссуре. У Вахтангова формируется свое понимание театра, довольно отличное от Станиславского, которое он сформулировал в одном коротком лозунге — «фантастический реализм».
Заложенные Е.Б. Вахтанговым принципы динамичного, меняющегося, а потому и нестареющего со временем театра, и сегодня сохраняются в традициях Театра имени Евгения Вахтангова, которому 13 ноября 2021 года исполнится сто лет.