9 мая – 80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне
9 мая 1945 года – священная дата в истории России, великий и светлый праздник, объединяющий россиян всех поколений – День Победы в Великой Отечественной войне. Прошло восемь десятилетий с мая 1945 года, но по-прежнему остра радость Победы и не утихает боль от потерь…
День Победы 9 мая 1945 года вахтанговцы встретили в Москве, играли спектакль «Мадемуазель Нитуш», поставленный Р.Н. Симоновым в декабре 1944 года. Осенью 1943 года Театр Вахтангова вернулся из эвакуации и, пока родное здание на Арбате восстанавливали, работал в здании ТЮЗа.
В этот вечер планировали показать спектакль «Последний день», но накануне, когда стало известно, что 9 мая будет объявлено о завершении кровопролитной войны, в Театре было принято решение сыграть «Мадемуазель Нитуш» – всем хотелось Праздника!
Исполнитель роли Селестена-Флоридора Владимир Осенев со сцены произнёс долгожданное слово «ПОБЕДА!!!». Все – и актёры, и зрители – высыпали на улицу, целовались, обнимались, кричали «Ура!», восхищались салютом!
Но этому дню предшествовали нескончаемо долгие, мучительные, полные лишений, горя и отчаянья, мужества и беспримерного героизма, четыре года войны…
21 и 22 июня 1941 года в Театре Вахтангова шла премьера спектакля «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (режиссёр А.П. Тутышкин) с легендарной музыкой А.И. Хачатуряна. В ночь с 23 на 24 июля 1941 года, во время налёта фашистской авиации на Москву, в здание Театра попала бомба. Погибли артисты В.В. Куза и Н.Ф. Чистяков, вахтёр и курьер П.П. Ланцов, бухгалтер А.В. Херувимов, электромонтёр М.В. Ковалёв – дежурившие в ту трагическую ночь в Театре и на улице. Театр рухнул. Не осталось ни зрительного зала, ни знаменитого жёлтого фойе с золотыми шторами и блестящим паркетом. Пострадали декорации и костюмы многих спектаклей, в том числе легендарной «Принцессы Турандот» и только что вышедших «Дон Кихота» и «Маскарада», в котором блестяще играл Звездича погибший Василий Куза.
14 октября 1941 года, когда фашистские захватчики почти вплотную подошли к столице, коллектив Театра и студенты Училища выехали в эвакуацию в Омск, где провели два года, деля сцену драматического театра с труппой омичей. Несмотря на лишения, в период омской эвакуации вахтанговцы выпустили спектакли, вошедшие в историю советского театра: «Олеко Дундич» А.Г. Ржешевского и М.А. Каца и «Русские люди» К.М. Симонова (режиссёр А.Д. Дикий); «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (режиссёр Н.П. Охлопков); «Фронт» А.Е. Корнейчука (режиссёр Р.Н. Симонов).
Дружба с Омкой драмой продолжается по сей день. Раз в два года проходят обменные гастроли с Омским драматическим театром, перед входом в который стоит памятник М.А. Ульянову – там начал свой путь выдающийся Вахтанговец.
10 февраля 1942 года по Театру объявили приказ о создании военно-шефской бригады из 12 человек. Для поездок на фронт было решено восстановить комедию «Свадебное путешествие», подготовленную годом ранее для обслуживания частей Дальнего Востока. Позже из этой бригады был сформирован Фронтовой филиал Театра Вахтангова, который возглавили: ученица Е.Б. Вахтангова – А.А. Орочко, директор И.И. Спектор, режиссёры А.И. Ремизова и А.М. Габович. В его труппу вошли А.К. Граве, В.И. Данчева, И.К. Липский, А.Н. Котрелёв, И.А. Соловьёв, А.М. и Н.М. Лебедевы, Н.Н. Мозяйкин, А.М. Данилович, В.И. Васильева и другие (всего 29 человек). В репертуаре Фронтового филиала было 2 концерта и 5 полноценных спектаклей. Пройдя с действующей армией до Берлина и Праги, сотрудники Фронтового филиала в июне 1945 года присоединились к основной труппе. Фронтовой филиал совершил 10 длительных выездов на фронт, провёл на передовой 850 дней, дал 1650 спектаклей и концертов.
Артисту Фронтового филиала Николаю Мозяйкину принадлежала счастливая мысль вести фронтовой дневник. В толстой общей тетради химическим карандашом, каждый день по очереди, несмотря на усталость, голод, холод и походные условия, актёры записывали всё, происшедшее за день. К 70-летию Победы сотрудники Музея Театра И.Л. Сергеева и М.Р. Литвин эти бесценные материалы подготовили к печати.
Защищая Родину, погибли 44 Вахтанговца. Их имена золотыми буквами увековечены на Мемориальной доске в фойе Театра.
В 1941 году добровольцами ушли на фронт и пали в битве за Москву актёры К.Я. Миронов (1901-1941) и Б.Е. Лебедев (1905-1941). Служил штурманом и не вернулся из боя актёр Ф.И. Москвин (1906-1941). Незадолго до конца войны погиб актёр и командир миномётного взвода лейтенант А.Т. Павлихин (1906-1945).
После войны в Театр вернулись фронтовики: М.И. Греков (1922-1965) был бойцом партизанского отряда, на его счету шесть уничтоженных эшелонов, участие в 90 боях; М.С. Дадыко (1926-1995) мальчишкой попал на фронт, на Черноморском флоте обезвредил немало вражеских мин; храбро воевал артиллерист Н.М. Малишевский (1918-1977); участвовал в боевых действиях народный артист РСФСР Н.Д. Тимофеев (1921-1999). Был фронтовиком ассистент режиссёра Ю.Ф. Лауфер (1917-2003); главный машинист сцены И.Н. Аршинкин (1913-1988) принимал участие в Сталинградской битве; гардеробщица А.С. Чевельча (1928-2023) в 14 лет ушла на фронт, была связистом миномётного полка.
Народный артист СССР В.А. Этуш (1922-2019) в 1941 году добровольцем ушёл на фронт, имея бронь, как студент первого курса Театрального училища имени Бориса Щукина. Окончив школу военных переводчиков, служил разведке, сражался в горах Кабарды и Осетии, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону и Украины. В 1943 году под Токмаком в Запорожской области получил тяжёлое ранение и был комиссован. После длительной госпитализации вернулся на 4-й курс Театрального училища.
Бойцами трудового фронта были недавно ушедшие Ф.З. Кричевская (1915-2018), Ю.А. Газиев (1924-2019), Е.Е. Фёдоров (1924-2020), Н.А. Нехлопоченко (1928-2021), А.С. Ракова (1926-1922), а также В.А. Янкина (р. 1929).
Неоценим вклад в дело военно-патриотического воспитания молодёжи народного артиста СССР В.С. Ланового (1934-2021), возглавившего общероссийское движение «Бессмертный полк». Гостивший летом 1941 года у бабушки с дедушкой на Украине, ребёнком он оказался в оккупации и запомнил те 3,5 года навсегда. Тема войны стала главной в его творческой жизни.
На сцене Вахтанговского театра было поставлено почти два десятка пьес о войне, о людях и судьбах тех, чью жизнь война опалила. Событием стала постановка Б.Е. Захавы романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (1948). Е.Р. Симонов поставил «Вечную славу» Б.В. Рымаря (1958) и «Алекся Бережного» (1962) по собственной пьесе; к 30-летию Победы – спектакль «Фронт» А.Е. Корнейчука (1975); к 40-летию Победы – «Полстраницы оперативной сводки» (1985) по роману К.М. Симонова «Живые и мёртвые» и воспоминаниям маршала Г.К. Жукова. В репертуаре Театра были также и «Русский лес» Л.М. Леонова (1961, режиссёр Ф.П. Бондаренко); «Железный ангел» по повести П.Ф. Нилина (1963, режиссёр А.И. Ремизова); «Старые друзья» Л.А. Малюгина (1962, режиссёр С.Б. Джимбинова); «Память сердца» А.Е. Корнейчука (1970, режиссёр Е.Р. Симонов).
И в ХХI веке тема войны звучала и звучит в спектаклях «Берег женщин» (2008, режиссёр А. Холина); «Наш класс» Т. Слободзянека (2016, режиссёр Н.Л. Ковалёва); «Фальшивая нота» Д. Карона (2018, режиссёр Р.В. Туминас); «Дневник Анны Франк» (2019, режиссёр Е.Р. Симонова, руководитель постановки Р.В. Туминас). В Арт-кафе появились спектакли «Танго между строк» А. Щербака (2021, режиссер Н.Л. Ковалёва) и «Материнское поле» Ч.Т. Айтматова (2022, режиссёр Н.Л. Ковалёва), судьбы героев которых опалены войной.
Великому празднику Победы будут посвящены специально подготовленные концертные программы:
3 мая – концерт Дмитрия Скорикова «Нет в России семьи такой…»;
4 мая – концерт «Ко Дню Победы» (режиссёр – Олег Форостенко);
6 мая – концерт Игоря Карташёва «Посвящение Дню Победы»;
а также спектакли «Дневник Анны Франк» (6 мая) и «Материнское поле» (11 мая).
Ежегодно в канун Дня Победы в Театре имени Евгения Вахтангова проходит светлый и скорбный Митинг Памяти.
С великой благодарностью мы вспоминаем всех, кто отстоял нашу Родину и вернул нам Мир. Склоняем головы перед памятью погибших. Вечная Слава. Вечная Память.