Дом-музей Евгения Вахтангова во Владикавказе: пресс-конференция, посвященная созданию культурного центра
16 марта 2020 г. на Новой сцене Вахтанговского театра состоялась пресс-конференция, посвященная созданию культурного центра «Дом-музей Евгения Вахтангова во Владикавказе». Центр планируется открыть в рамках празднования 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, которое театральный мир отметит в 2021 году. Стратегическим партнером проекта выступит банк «Открытие».
Программа празднования юбилея театра, включающая создание культурного центра «Дом-музей Евгения Вахтангова во Владикавказе», была принята на основании Указа Президента Российской Федерации (№ 365 от 2 августа 2019 года «О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова») и последующего распоряжения Правительства РФ (№ 212-р от 5 февраля 2020 «Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
В пресс-конференции приняли участие художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас, директор Вахтанговского театра Кирилл Крок; президент – председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов; заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия-Алания – полномочный представитель Республики Северная Осетия-Алания при президенте Российской Федерации Борис Джанаев; PR-директор проекта Planeta.ru Наталья Игнатенко; ведущие актёры Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
Ведущий пресс-конференции – помощник художественного руководителя Вахтанговского театра по творческим вопросам Дмитрий Трубочкин:
Владикавказ, откуда родом Евгений Богратионович Вахтангов, был в конце XIX – начале XX века культурной столицей. Среди многих мест, которые нам дороги, важно назвать в первую очередь наш театр-побратим – Академический русский театр имени Евгения Вахтангова на площади Ленина – старейший драматический театр на Северном Кавказе. Нас связывает не только имя Вахтангова, но и другие таинственные нити. Русский театр во Владикавказе открылся в 1871 году спектаклем «Маскарад» по драме М. Ю. Лермонтова. Мы помним, что «Маскарад» прочертил свою линию в драматичной истории Театра имени Вахтангова в Москве; он долго не мог укорениться в репертуаре, и мы помним, что именно с «Маскарада», показанного Литовским Малым театром в 1999 году на сцене Театра имени Вахтангова, началось «врастание» в этот театр Римаса Владимировича Туминаса.
Много знаменитостей перебывало в Русском театре во Владикавказе; первые свои опыты в драматургии представил там М. А. Булгаков в 1921 году – врач 3-го Терского казачьего полка и одновременно руководитель литературно-драматургического отдела театра.
Владикавказ дорог нам, как родина Евгения Богратионовича. Он родился в доме на Армянской улице в 1883 году, прожил в этом городе 20 лет от рождения, пока не покинул его, пустившись, по наказу строгого отца, сначала в Рижский политехнический, потом в Московский университет на юридический факультет. Всюду он проваливал экзамены или бросал престижную учебу ради того, чтобы только заниматься театром.
Во Владикавказе он учился в мужской классической гимназии. Если гимназия – значит, классические языки: греческий и латынь. Нам приятно было бы думать, что Вахтангов прошел классическую школу, но мы знаем из воспоминаний учеников, что он спал на греческом и латыни… И все же именно на занятии по латыни, в час просветляющего пробуждения, он запомнил слово, которое стало его первым литературным псевдонимом: «Sinus», что значит по-латыни «изгиб» (видимо, пророчество о будущем гротеске в его спектаклях) или «карман» (наверное, ожидание спонсоров для будущих знаменитых спектаклей).
Именно в мужской классической гимназии Вахтангов впервые выступил как режиссер: «Предложение» и «Медведь» по А. П. Чехову – первые его постановки. Он запомнился как душа общества, окруженный музыкой и поэзией, всюду организовывавший драмкружки и ставивший спектакли. На родине во Владикавказе он полюбил игру на мандолине (этот инструмент, сокровенный для него, он держал при себе до последних своих дней). Как человек южный, он наполнял все свои театральные опыты горячей кровью: его любимым танцем был не вальс, а лезгинка, которую он превосходно танцевал.
Казалось бы, сформировался порхающий любимчик, обласканный южной негой. Однако вот что написал Вахтангов под псевдонимом «Sinus» в рукописном гимназическом журнале в год накануне отъезда из Владикавказа:
«Слава, труженики, вам!
Похвала тебе, работа!
Честь трудящимся рукам!
Честь и слава «капле пота»!
Уезжая, он думал о труде: о труде ради театра.Евгений Вахтангов – одно из корневых имен современной театральной культуры. Он был первым «лицензированным», так сказать, преподавателем Системы Станиславского. Константин Сергеевич ему первому доверил занятия по Системе со студентами; и его же жестоко критиковал и даже разносил за первые спектакли, когда, поставленные вроде бы «по Системе», Вахтангов давал слишком острое, слишком небытовое эстетическое решение.
Вахтангов одним из первых на практике соединил быт и миф, гротеск и психологизм, игру и правду, маску и личность, танец и душевную боль. За сравнительно недолгую творческую жизнь осуществил то, о чем мечтали будущие теоретики театра; особенно в трех своих последних спектаклях: «Эрик XIV» (Первая студия МХТ, 1921); «Гадибук» (Еврейская студия «Габима», 1922); «Принцесса Турандот» (Третья студия МХТ, 1922). Он оживил театр маски – вдохнул жизнь в, казалось бы, навсегда ушедшего динозавра старой эпохи – старинной итальянской комедии дель арте.
Поэтому мы говорим, с позиции сегодняшнего дня, что Вахтангов – человек не только русского, но и мирового театра; его идеи предвосхитили историю театра XX и XXI века.
Итак, мы начинаем пресс-конференцию…
Создание культурного центра «Дом-музей Евгения Вахтангова» на родине режиссёра во Владикавказе станет, без преувеличения, событием мирового масштаба. 13 – счастливое Вахтанговское число: это и дата рождения Евгения Богратионовича Вахтангова, и дата основания Театра.
Директор театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок привел 13 доводов «ЗА» открытия Культурного центра на родине Вахтангова:
- Выравнивание «культурного слоя» в стране.
- Ведущий федеральный театр России будет развивать и влиять на культурные процессы в регионе.
- Присутствие федерального учреждения культуры во Владикавказе приведёт к повышению уровня культурной жизни в регионе в целом.
- Повышение туристической привлекательности региона.
- Создание Культурного центра обеспечит дополнительные рабочие места во Владикавказе.
- В музее Театра Вахтангова в Москве достаточно экспонатов и материалов для создания полноценной экспозиции во Владикавказе.
- Дом Вахтангова должен стать не только экспозицией и музеем, но и полноценным культурным центром с театральной площадкой.
- На будущей театральной площадке планируется проведение не менее 5-6 мероприятий в месяц: моноспектакли, творческие встречи, концерты ведущих артистов театра.
- Театр Вахтангова планирует создавать совместные программы в регионе с местными театрами: Русским театром города Владикавказа, Национальным театром Осетии и другими творческими коллективами республики.
- Согласно бизнес-плану, активное присутствие в городе и регионе, проведение мероприятий даст театру достаточно средств на покрытие текущих расходов.
- Культурный центр планируется как структурное подразделение театра.
- Правительственная поддержка проекта (Указ Президента, постановление Правительства, поддержка руководства Республики Северная Осетия – Алания).
- Люди, проживающие сегодня в доме Евгения Вахтангова, получат современное комфортабельное жилье и перестанут ютиться в коммунальных квартирах.
Михаил Задорнов, президент-председатель правления банка «Открытие»:
Поддержка культурных и просветительских проектов, а также сохранение культурного наследия России – важная социальная миссия «Открытия». При этом мы – универсальный банк, работающий по всей России. Поэтому мы хорошо понимаем, как важно, чтобы культурные, в том числе театральные проекты, возникали не только в Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому мы решили поддержать идею руководства театра имени Вахтангова создать в родовом доме Вахтанговых во Владикавказе, театрально-культурный центр. Это очень важная инициатива для Северной Осетии, где Вахтангов учился, пробовал свои силы как актер, режиссер, театральный критик и писатель, где провел первые 20 лет своей жизни
Заместитель Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания – Полномочный представитель Республики Северная Осетия-Алания при Президенте Российской Федерации Борис Джанаев:
Во Владикавказе много мест, связанных с именем Евгения Вахтангова, поэтому для нас особенно важно создание в столице Северной Осетии Дома-музея прославленного режиссера. Это одно из значимых мероприятий в рамках федерального плана по празднованию 100-летия театра Вахтангова в Москве. Вопрос открытия культурного центра на контроле Главы республики. Он расположится на площадке дома во Владикавказе, в котором жил режиссер, и будет состоять из камерного зала, а также музейной части. Уверен, что совместно нам удастся создать этот ценный исторический и культурный объект», — отметил Борис Джанаев.
Проект горячо поддержали ведущие артисты Театра имени Евгения Вахтангова.
Народный артист СССР, Герой Труда Василий Лановой:
Дорогие друзья, я только что записывал письмо Вахтангова к актерам… Он сказал слова, которые меня потрясали всю жизнь и потрясают до сих пор. Я много лет служу в Вахтанговском театре, застал его стариков, уникальных актеров, которые много лет работали в Театре Вахтангова: Мансурова, Алексеева, Гриценко, Плотников, Астангов… Это великое счастье для любого актера общаться с этими «детьми» Вахтангова. Он их очень любил, очень ценил и упрекал, за то, что не всегда они делали то, что должен делать настоящий актер в театре. Им все грандиозно повезло в жизни! И нам тоже.
Народная артистка России Юлия Рутберг:
У нас в училище работала Вера Константиновна Львова. И мы спрашивали, как существовали они, когда была революция? Как вы участвовали в этом? И она отвечала: «Мы утром бежали на репетицию, а с репетиции – домой, почти не спали. Где-то там стреляли, а мы репетировали». И мне кажется, это единственный способ переживать смутные времена, если ты работаешь в театре. Мы знаем, «что ныне лежит на весах, и что совершается ныне». Мы знаем, в какой стране, в каком мире мы живем, какая сейчас нестабильность. И именно в это время (и это очень по-Вахтанговски!), мы возвращаем Евгению Богратионовичу дом – родовое гнездо, где жили его папа и мама, где он родился, и где он начинал. И это самый бесценный подарок, который могут сделать ему потомки.
Народный артист России Юрий Шлыков:
Я восхищен этим грандиозным планом, который начинает Театр Вахтангова, и благодарю всех, кто присоединяется к этому делу.
Когда-то Николай Эрдман писал свои произведения набело, сразу. Это и «Мандат», и «Самоубийца». Владимир Высоцкий очень этим заинтересовался и спросил у писателя, как он это делает? «А Вы, как?», — задал ему встречный вопрос Эрдман. «Я на магнитофон»,- ответил Высоцкий. «А я на века», — сказал Эрдман. И вот это «на века» стоит очень дорого. Только и стоит заниматься чем-либо «на века».
Осетия – страна очень талантливых людей. Выдающийся поэт Коста Хетагуров сказал: «Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня, Вселенная — отечество мое…».Эти слова стали символом для всего мира. Вахтангов был знаком с поэзией Хетагурова, он тоже является ценностью всемирного наследства, он придумал форму – «фантастический реализм». И эта форма стоит столько же, сколько и само содержание. И почему еще важен этот дом, это место? Этот центр должен быть живым, потому что человек должен гордиться именами своих предков, своим городом, домом, который находится рядом, своей историей, своей страной. Он должен быть патриотом своей истории, своей страны. И в этом я вижу огромный смысл дела создания Дома-музея Вахтангова.
Заслуженный артист России Александр Олешко:
Многие люди забывают расписаться в списках присутствующих на земле. Но то, что делает Театр Вахтангова, восхищает меня – и как человека, и как артиста. Потому, что театр делает все, чтобы имя Вахтангова – удивительного человека, продолжало жить, и новые поколения знали, кто такой был Евгений Богратионович Вахтангов.
Артист рассказал, что первое, что он сделал, это записал в свой гаджет обращение Вахтангова к его ученикам:
Как подумаю: У нас своя сцена. Свое помещение… Свой занавес… Подумайте – ведь это свой театр. Наш – маленький и уютный. Где так отдохнешь в работе. Куда отдашь всю свою любовь. … Будем гореть, будем хотеть, будем творить, как умеем – лишь бы радостно…
Народная артистка России Ирина Купченко:
Дом-музей Евгения Вахтангова – это подарок нашему театру, подарок театру имени Евгения Вахтангова во Владикавказе, это подарок жителям города. Тут есть еще один очень важный аспект, о котором сегодня шла речь – о выравнивании культурного пространства в стране. Культурный центр, который получит Владикавказ, может изменить всю культурную жизнь региона. Я хочу, чтобы в нашей стране исчезло бы слово «провинция». Понятия этого слова нет нигде, ни к какой стране мира. Там есть города. И самое главное, что этот город нужен всей нашей стране.
PR-директор проекта Planeta.ru Наталья Игнатенко:
Для финансирования проекта 16 марта на базе платформы Planeta.ru стартует краудфандинговая кампания, которая продлится до середины июня. С помощью коллективного софинансирования организаторы планируют привлечь не менее 3,5 млн. рублей.
Большую часть суммы на создание театрально-культурного центра имени Вахтангова в рамках стратегического партнерства перечислит банк «Открытие». Оставшиеся средства (не менее 3,5 млн. рублей) будут привлечены с помощью механизма коллективного софинансирования. Площадкой для проведения кампании станет Planeta.ru — один из первых и крупнейший в Рунете ресурс для сбора средств на реализацию проектов.
Принять участие в сборе средств может любой желающий. В качестве безвозмездной помощи театру может быть перечислена любая сумма. Кроме того, желающие могут приобрести специальные лоты стоимостью от 300 до 1 млн. рублей, которые театр подготовил для участников. Среди них – книги и программки с автографами артистов, именная благодарность на официальном сайте Театра Вахтангова, уникальная экскурсия с директором театра Кириллом Кроком, возможность посмотреть один из спектаклей театра из «сталинской» ложи и многое другое. По ходу проекта лоты будут обновляться, о чем участники проекта будут сообщать в своих социальных сетях и в новостях на Planeta.ru.
Художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас:
Благодарю наших гостей, друзей, партнеров и коллег за то, что в этот знаменательный день вы собрались сегодня в нашем театре. Театр построит Дом-музей Вахтангова во Владикавказе, а мы должны будем открыть его здесь – в душах, в спектаклях, в нашей работе. 100 лет – это рубеж – радостный и тревожный, даже опасный.
Вспоминая и говоря о Вахтангове, думается, что Бог, наверное, вовремя его забрал. Он последним остался в «серебряном веке». Кто-то ушел, кто-то изменил, кто-то (не по своей воле) предал «серебряный век», а он в нем остался. Нужно не заговорить, не заболтать, не расплескать, а копить его духовную память, его ценность. И вспоминать его завет «С художника спросится!» — это можно нежно сказать, это можно строго сказать, это можно утвердительно сказать, это можно сказать требовательно. Построить Дом — этот маленьких храм в наших сердцах и душах! И этот день – как знак, который направит нас к 100-летию театра.
Римас Туминас и Кирилл Крок под аплодисменты сделали первый взнос на создание Дома-музея Евгения Вахтангова во Владикавказе.
Директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок:
Каждый участник нашей кампании по сбору средств на строительство культурного центра очень важен, очень ценен для нас. Нам необходимо успеть к 100-летию Евгения Богратионовича, поэтому мы обращаемся за поддержкой ко всем, кто приходит к нам в театр, кому дорого имя Вахтангова. Мы продолжаем и будем продолжать нашу работу. Мы должны к юбилею вернуть Вахтангову его дом», – заключил Кирилл Крок, директор Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова.
Подробности и ссылка на крауд-кампанию на сайте Planeta.ru:
https://planeta.ru/vakhtangov