Владимир Шлезингер – 100 лет со дня рождения

26 мая 2022

 Шлеза (а именно так звали Владимира Георгиевича в театральном кругу) любили все – коллеги, ученики, те, кто отдыхал с ним в Доме творчества «Щелыково»: обаятельный, лёгкий, образованный, умный, добрый, обладавший отменным чувством юмора, обожающий розыгрыши.

В Театральное училище им. Б.В. Щукина он пришёл в 1941 г. Началась война, вместе с Театром Владимир Шлезингер отправился в эвакуацию в Омск, где начал и учиться, и выступать на сцене в массовках. Его педагогами были Б.Е. Захава, Ц.Л. Мансурова, В.И. Москвин,Т.М. Шухмина, Д.А. Андреева – ученики самого Е.Б. Вахтангова.

Шлезингер сыграл в Театре Вахтангова около 60 ролей, далеко не всегда главных, но умел создать яркий образ и запомниться даже в небольшой роли: Озрик («Гамлет»), Меньшевик («Человек с ружьём»), Труффальдино («Слуга двух господ»), Офицер («Отверженные»), Хозяин гостиницы («Два веронца»), Жан Звонцов («Фома Гордеев»), Роберт («Шестой этаж»), Слепой скрипач («Маленькие трагедии»), Офицер в суде («Живой труп»), Влахо («Дундо Марое»), Египтянин («Антоний и Клеопатра»). Безусловной творческой удачей был его Пан Казик («Дамы и гусары»), а также Учитель философии («Мещанин во дворянстве»), Алтоум, Труффальдино, Панталоне («Принцесса Турандот»), Лорилле («Западня»).

Шлезингер ярко проявил себя и как режиссёр. Поставил спектакли, которые шли долго и имели большой успех: «Приключения Гекльберри Финна» (1958), «Мещанин во дворянстве» (1969), «Будьте здоровы» (1983), а также спектакль «Постоялец», не имевший долгой сценической судьбы, но запомнившийся прекрасной музыкой Эдуарда Артемьева. Как режиссёр работал с постановщиками спектаклей «Западня», «Шестой этаж», «Дион», «Принцесса Турандот». Необыкновенно музыкальный, он поставил 10 опер на разных театральных площадках и на радио.

Много сил, таланта и любви Владимир Георгиевич Шлезингер отдавал Театральному училищу имени Б.В. Щукина, где начал преподавать уже в 1949 году, а в 1977 г. получил звание профессора. Долгие годы заведовал кафедрой актёрского мастерства, готовил со студентами отрывки и дипломные спектакли, среди них были и водевили, которые мало кто умел ставить так изящно, так актёрски безупречно: «Копилка» Э. Лабиша, «Аз и Ферт» П.С. Фёдорова, «Стряпчий под столом» Д.Т. Ленского и другие. Прогремели на всю театральную Москву «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, «Синие кони на красной траве» М.Ф. Шатрова, пьесы Мольера, Бомарше, Пристли, Горького, Гольдони.

 Владимир Георгиевич был известен как организатор праздников и капустников – писал стихи, придумывал сценки, всегда остроумно, интересно и смешно. Его часто звали поставить вечера и в Центральном Доме работников искусств, и в Доме актёра, и в Колонном зале Дома союзов.

Настоящий вахтанговец, продолжавший традиции основателя Театра – Владимир Георгиевич Шлезингер.

«Шлез, дорогой! Как давно тебя нет. Но твой жизненный настрой, поразительная музыкальность, юмор, шутки, обаяние, улыбка помогают мне и сейчас. Пан Казик, Алтоум, Учитель философии, Роберт (из забытого сейчас спектакля «Шестой этаж»), Панталоне, Труффальдино – мастерски сделанные роли.

Твои режиссёрские работы незабываемы, водевили – изящны и безупречны. Ты – гениальный придумщик. Всё получалось у тебя остроумно, смешно, интересно. Тебя знала и любила вся Москва. Ты поставил в нашем Театре 7 спектаклей. Один из них «Приключения Гекльберри Финна» поразил уже в детстве моего сына. Наши семьи симпатизировали друг другу. Ты всегда интересовался, нашёл ли мой сын свою дорогу в жизни, не раз беседовал с ним в Театре, называл его «Сашка» и всегда улыбался ему.

От тебя шло тепло, свет, радость и удивительно хорошее настроение, которое передавалось всем, кто хоть один раз встречался с тобой. Те, кто не знал тебя, многое потеряли. Я рада, что смогла выбить для тебя достойную квартиру.

Вместе с Рубеном Симоновым ты поставил знаковый для Театра и один из самых моих любимых спектаклей из римской жизни «Дион» по пьесе Леонида Зорина. Ты был непревзойдённым руководителем кафедры мастерства актёра Щукинского училища. Как были счастливы и радостны твои ученики, имевшие возможность получить у тебя эту ни с чем не сравнимую профессию.

Ты так остро переживал все несправедливости этого мира, что привело к твоей ранней смерти, заставило страдать преданную тебе жену и сына.

Помню тебя и благодарю».

Народная артистка СССР
Юлия Борисова