К 95-летию со дня рождения Юрия Яковлева
25 апреля исполняется 95 лет со дня рождения Юрия Васильевича Яковлева – народного артиста СССР, корифея Театра имени Евгения Вахтангова.
Двадцатилетним юношей он пришёл на вступительные экзамены в Щукинское училище, где, несмотря на общее скептическое отношение приёмной комиссии, великолепная Цецилия Мансурова (ученица Евгения Вахтангова, легендарная актриса Театра Вахтангова и педагог Вахтанговской школы) встала на его защиту.
«Мне сказали, что особых данных у меня не увидели. Я ляпнул, что моего отца когда-то хвалил сам Станиславский, а в ответ все засмеялись. Стало очевидно: это был крах. Но Мансурова вскочила с места и произнесла: «Ну как можно его не взять? Посмотрите, какие у него глаза!», – вспоминал Юрий Васильевич.
Цецилия Львовна Мансурова стала его Мастером, его «второй матерью». А в 1952 году, после окончания училища, Юрий Васильевич был принят в Театр имени Евгения Вахтангова, который боготворил и где служил более 60 лет, до последних дней своей жизни.
Его чудесный дар, тонкое чувство жанра и стиля, абсолютное чувство свободы, лёгкость дыхания и неповторимое природное обаяние раскрылись в разнообразной и незабываемой галерее персонажей: Майор в «Дамах и гусарах», Панталоне в «Принцессе Турандот», Хлебников в «Конармии», Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты», Моцарт в «Маленьких трагедиях», Леон Антон Павлович Чехов в спектакле «Насмешливое моё счастье», Глембай в «Господах Глембаях», Казанова в «Трёх возрастах Казановы», Каренин в «Анне Карениной», герцог Болингброк в «Стакане воды», Дудукин в «Без вины виноватых», Сорин в «Чайке», Николай Алексеевич в отрывке «Тёмные аллеи» в спектакле «Пристань» (эта роль стала последней работой Артиста).
В нём всё гармонично и взвешено, но то, что для другого обернулось бы «золотой серединой», в нём превратилось в «золотое сечение. (Наталья Казьмина)
Юрий Васильевич Яковлев остался в нашей памяти, как подлинный Вахтанговец – наше достояние. Гордость русского театра, гордость русской культуры, гордость Отечества.