Кинопоказ на Новой сцене: «Вадим Шверубович. Честь имею»

14 сентября 2021

К 100-летию Театра имени Евгения Вахтангова

К 120-летию со дня рождения Вадима Васильевича Шверубовича

 

«Вадим Шверубович. Честь имею»

Документальный фильм, 52 минуты

30 сентября в 20:30

Участие в событии бесплатное. Вход по спискам, необходима регистрация: https://vakhtangov.timepad.ru/event/1584736/ Количество мест ограничено.

О фильме:

Вадим Васильевич Шверубович. Сын легендарного актёра Василия Ивановича Качалова. Отец выдающегося шекспироведа Алексея Вадимовича Бартошевича. Прекрасный педагог. Блистательный мемуарист. Его жизненных коллизий хватило бы не на один художественный или документальный фильм.

На исходе дней он писал: «Мне выпала на долю жизнь сложная, жизнь суровая. И тем, что через всё это (Гражданская война, война Отечественная, плен, побег и сражение в рядах итальянских партизан, репатриация в условиях сталинского отношения к военнопленным) мне удалось пройти без морального и физического ущерба, я обязан исключительно Христовой вере, и главным образом – христианской этике».

Основы христианской этики В.В. Шверубович с юности впитал от Леопольда Антоновича Сулержицкого – одного из идеологов Первой студии Художественного театра, человека, оказавшего огромное влияние на Евгения Богратионовича Вахтангова.

«Сулержицкий был весь пронизан действенной верой. Её основой была доброта. Добротворение. Во имя этой веры и любви он умел становиться вторым, а если дело этого требовало, и третьим человеком, ни в коей мере не теряя при этом страсти в самоотдаче, – писал Шверубович. – Влияние Сулера в Первой студии было огромным. Атмосфера студийности была там, мне кажется, сильнее, чем в каком бы то ни было другом русском театре. Если бы Сулер жил дольше, он стал бы, как мне кажется, третьим вождем Московского Художественного театра!»

Безусловно, от своего учителя и духовного наставника Сулержицкого Вахтангов усвоил принцип студийности, благодаря которому и появился наш театр.

О спектакле Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот» Вадим Шверубович вспоминал так:

«В нём была вся свежесть, вся бесконечная таланливость, тонкость и чистота, присущие русскому искусству. Чистота мысли, чистота чувств… Это бескорыстная, искренняя игра в театр, игра детей, в который каждый ребёнок неповторимо гениален.

И в то же время это был самый «европейский» спектакль из всех, виденных в Европе. Как изумительно изящен и элегантен был Завадский, с какой утончённо мужественной грацией носил он фрак!.. А прелестная женственность Мансуровой, а платья Ламановой, ведь они были не то что модны, они были впереди европейской моды.»

Вадим Васильевич Шверубович многие годы был заведующим постановочной частью Художественного театра. Он был одним из основателей постановочного факультета Школы-студии МХАТ. Принимал активное участие в рождении театра «Современник». Всю свою жизнь он старался служить Театру. Великому Театру, в недрах которого столетие назад родилась Третья студия, ставшая ныне всемирно известным Театром имени Евгения Вахтангова.

 

Автор фильма и режиссёр – Игорь Калядин

Продюсер – Иван Гусев

Киновидеостудия «Юность», 2021 год