Оскар Уайльд, «Саломея». Режиссёр — Гульназ Балпеисова
На Новой сцене Вахтанговского театра идут репетиции спектакля по одноактной трагедии «Саломея» Оскара Уайльда (1854-1900) – автора множества пьес, принесших ему славу «короля парадоксов» и самого остроумного писателя Великобритании. Пьеса была написана Уайльдом на французском языке в 1891 году, затем переведена на английский и издана в Лондоне с рисунками Обри Бёрдслея в 1894.
«Француз по нраву, я являюсь ирландцем по происхождению, а англичане обрекли меня на говорение языком Шекспира», — писал Оскар Уайльд Эдмону де Гонкуру.
В основе трагедии история Саломеи – персонажа Нового Завета. Пьеса долгое время находилась под запретом, как в Великобритании, так и в России, потому что считалось недопустимым выводить на сцену библейских персонажей. На русский язык трагедия переведена несколько раз, но наиболее чувственный перевод принадлежит перу Константина Бальмонта и Екатерины Андреевой (1908).
Именно к этому переводу и обратилась режиссёр Гульназ Балпеисова – ученица Мастерской Римаса Туминаса.
Окончив в 2016 году Театральный институт имени Бориса Щукина (актёрско-режиссёрский курс Н.И. Дворжецкой и Р.В. Туминаса), Гульназ Балпеисова в качестве ассистента-стажёра приняла участие в выпусках спектаклей Римаса Туминаса («Евгений Онегин» – сцены из романа А.С Пушкина, «Улыбнись нам, Господи» по романам Г. Кановича, «Минетти» Т. Бернхарда), Юрия Бутусова («Бег» М.А. Булгакова), Сильвиу Пуркарете («Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера).
На сценах Вахтанговского театра поставила спектакли: «В Париже» по рассказам И.А. Бунина, «Фрёкен Жюли» по пьесе А. Стриндберга, «Лепорелла» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы». Кроме того, осуществила постановки спектаклей «Горе от ума» А.С. Грибоедова – в Государственном академическом русском театре драмы им. М.Ю. Лермонтова (Алматы, Казахстан), «Счастье Манна / Моё счастье» по произведениям Т. Манна – в Малом театре Вильнюса (Литва), «Дорога» по новеллам Т. Манна и «24 часа из жизни женщины» по новелле С. Цвейга – в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой.
Спектакль Гульназ Балпеисовой «Саломея» завершает цикл постановок проекта «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях» по драматургии стран, оказавших наибольшее влияние на формирование режиссёрского стиля Евгения Вахтангова. Проект посвящён 100-летию Вахтанговского театра.
В создании спектакля вместе с режиссёром-постановщиком Гульназ Балпеисовой принимают участие художник Мария Бутусова и композитор Олег Синькин.
В репетициях принимают участие: Мария Бердинских, Максим Севриновский, Ольга Тумайкина, Денис Бондаренко, Павел Юдин, Артём Пархоменко, Алексей Петров, Евгений Кравченко, Ирина Смирнова, Анатолий Меньщиков, Андрей Зарецкий, Полина Бондарь, Елизавета Палкина.
Гульназ Балпеисова, режиссёр спектакля «Саломея»:
В массовом сознании почти мифологический сюжет об усекновении главы Иоанна Предтечи связан с чем-то кровожадным и варварским, с вопиющим актом насилия, с жертвенной болью во имя новой истинной веры. Но в конце XIX века, когда Оскар Уайльд пишет пьесу «Саломея», всё меняется, ему удаётся переломить не только композицию евангельской истории, но и в этом грубом и жестоком найти тончайшее движение поэзии.
Поиск искренности в том, что давно заклеймили пошлостью, возврат к романтизму и романтичности – спектакль об этом. Он – своего рода индульгенция на запрещённый прагматичным сознанием избыток чувств. Хладнокровие и равнодушие вступает в схватку с наивной верой в чудеса, в невидимых богов и духов.
Премьера спектакля «Саломея» состоится 8 и 10 мая на Новой сцене Театра Вахтангова.