Открытие V Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров.

5 декабря 2025

4 ноября на исторической сцене Театра Вахтангова состоялось торжественное открытие пятого, юбилейного, Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, собравшего ведущих экспертов индустрии из России, стран СНГ и ближнего зарубежья.

Организаторы называют его настоящим парадом инновационных идей и лучших практик, которые реализуются в этой сфере. Каждый из дней форума посвящен определенной теме — искусству управления, тактике и практике, искусству инновации, искусству быть лидером.

Открывая церемонию, заместитель министра культуры РФ Сергей Першин подчеркнул особую роль театра и его руководителей:

«Люди, которые управляют культурой, — это люди будущего. И сегодня перед нами стоит серьезный вызов — информационная война или смысловое противостояние. Сегодня мы, безусловно, переживаем цивилизационный конфликт, в котором наша страна отстаивает свой суверенитет, в том числе и культурный. Воспитывает ли театр? Однозначно, да. И это воспитание должно быть полноценным, театр должен вкладываться во всестороннее развитие личности, и не забывать про то, что каждая личность еще и гражданин страны».

Затем, с приветствием к участникам ВФТМ обратился директор Театра Вахтангова Кирилл Крок:

«Уважаемые участники Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, сердечно рад вас приветствовать!

Мы проводим уже Пятый, юбилейный, фестиваль и вновь фиксируем очень солидную представленность регионов. В Российской Федерации, согласно Конституции, 89 регионов, а наши участники представляют 71 субъект РФ, 513 театров. 835 театральных менеджеров приехали в Москву, по разным направлениям нашего театрального дела выступят 154 спикера. Участвовать в Форуме в режиме онлайн подали заявки около трёхсот тысяч человек. Вот, какой наш ВФТМ сегодня!

Я уверен, что мы проведем вместе пять прекрасных дней, наполненных любовью и уважением к театру.

Наша страна может гордиться самой развитой в мире сетью государственных и муниципальных театров: их более 655. Эта система была создана на заре Советской власти. В августе 1919 году Совнарком издал декрет «Об объединении театрального дела». Согласно этому декрету, вводилось единое управление и бывшими императорскими театрами, и всеми новыми, возникшими после Октябрьской революции 1917 года. То есть, все эти театры могли претендовать на государственную финансовую поддержку.

Только вдумаемся: 1919 год, Гражданская война, разруха, денег в казне нет – а государство думает о защите театров и резко увеличивает систему их государственной поддержки! В этом году мы отмечаем 150 лет со дня рождения Анатолия Васильевича Луначарского, знаменитого Наркома просвещения, хочу процитировать его слова:

«Я охотно повременил бы с национализацией театров, пока на меньшем объеме управления окрепнет финансовый аппарат, на местах подберутся и наберут опыт ответственные, понимающие это дело люди. Но жизнь течет стремительно. Мы постоянно стоим перед опасностью, что осторожных государственных людей могут обогнать неосторожные экспериментаторы».

Вот, как сказано: оказывается, государство защищает театры от неосторожных экспериментаторов! Уместно было бы время от времени напоминать эти слова друг другу в связи с реалиями нашей жизни.

Сегодня даже в малых городах России есть театры, проводятся фестивали, и этим нужно гордиться! Давно доказано, что если в городе работает театр, то люди этого города внимательнее относятся к жизни, мыслят и говорят иначе. Неверно считать такие театры иждивенцами при бюджете. Через театры государство оказывает помощь всей российской многонациональной культуре.

Все мы знаем, есть примеры недобросовестного хозяйствования в театральной сфере, как и в иных сферах экономики. Бывает так, что руководитель ставит свои интересы выше интересов коллектива — к сожалению, эти примеры бросают тень на всю отрасль, выливаются в прессу, в социальные сети. Что говорить, это не способствует нашему общему делу…

Разрешите мне сегодня с этой высокой трибуны обратиться ко всем, кто сегодня в этом зале, и кто смотрит нас по онлайн трансляции.

Давайте, не будем превращать театр в свою личную вотчину, думать, что ты здесь главный, что можешь все: воспринимать театр, как систему личного, противозаконного обогащения, устраивать на работу своих родственников, друзей. Заниматься незаконными делами, а порой, и не прикрытыми темными делишками.

Человеку свойственно стремиться жить лучше, все хотят много зарабатывать, это нормально, но есть грани допустимого. Хочешь больше, иди в бизнес, открывай свое дело. Государственный театр не для этих целей, не для этого нужно быть директором театра! Помни, ты — обслуживающий персонал!

Приведу несколько примеров, которые известны мне лично.

Директор одного регионального театра увольняет одновременно главного режиссера, главного художника, режиссера, актера и даже закройщика театрального костюма. Многие из них приехали из Москвы и прослужили в театре не один год. Ну, не нужен ей, как той «салтычихе», в театре режиссер, художник…

Многострадальная Тюмень — притча во языцех! Эксперимент по созданию Театрально-Концертного объединения длиться уже 11 лет. Кроме уголовных дел, скандалов, смены директоров, разрастания чиновнического аппарата — ничего хорошего, только сломанные человеческие судьбы, разрушенные театры.

По такому же пути решили пойти и в Ярославле, можно сказать только — дурной пример заразителен.

Москва… Тоже много примеров, к сожалению отрицательных, а порой и просто криминальных, когда директора театров оказываются участниками уголовных расследований.

Далекая Камчатка… Министр в один день увольняет из театра директора и главного режиссера, инициирует проверки, интриги, а потом по надуманным причинам, инициирует возбуждение уголовного дела.

Но, у нас есть и прекрасные примеры взаимодействия региональной власти и театров! Могу об этом много говорить, таких примеров, поверьте, очень много.

Но, отталкиваясь от отдельных негативных примеров, не следует реформировать всю систему (чуть не сказал «деформировать») – через объединение, слияние принципиально разных по профилю организаций.

Объединение, называемое «оптимизацией», давно стало реальностью наших дней. Собираются ли статистические данные о негативных последствиях таких искусственных театральных объединений? Их управленческий аппарат раздувается, становится неповоротливым, медленным, отсюда и хозяйствование театров становится менее эффективным – бесконечные согласования любых закупок, отсутствие оперативности деятельности, тонны бумаг…

Бывает, что вышестоящий орган – государственный или муниципальный – берет на себя значительный объем функций по хозяйственной деятельности и, под девизом повышения эффективности, усложняет систему согласования закупок для текущей деятельности. Каждый букет, каждую багетную раму, простите, каждый гвоздь надо отдельно согласовывать. Чтобы соответствовать этой системе, театр вынужден создавать новые отделы, множить бумаги – все это не идет на пользу делу. Лучше было бы тратить деньги на расширение творческой деятельности: ставить новые спектакли, приглашать молодых режиссеров и артистов, создавать для них комфортные условия работы.

Я всегда привожу в пример Министерство культуры РФ, которое этим не занимается, не берет на себя не нужные, не свойственные аппарату функции…

Сегодня театры ощущают себя скованными многими разными регламентами. Ведь это абсурд, когда театр хорошо работает и зарабатывает, но не может платить высокую зарплату сотрудникам, потому что она превысит средний уровень по региону. Пусть зарплата в культуре и в театре обгоняет средние значения! Если организация умеет зарабатывать, что в этом плохого?

В связи с попытками неосторожного реформирования хотел бы вспомнить еще один исторический документ. В начале XX века в дирекции императорских театров велись дискуссии о том, надо ли сократить московскую балетную труппу и можно ли снять с баланса оркестр при драматических труппах в Москве и Петербурге. Все это предлагалось сделать ради мнимой «эффективности», или, как мы сегодня говорим, ради «оптимизации». Но управляющий делами дирекции императорских театров Погожев сказал, что он этого делать не будет. Почему? Я цитирую:

«из уважения к традициям…, каковое позволит избежать ломки, результаты которой гадательны, а последствия необратимы».

Эти слова тоже было бы уместно вспоминать время от времени.

Еще одна проблема, волнующая многих из нас. В 85% российских театров отсутствует должность художественного руководителя. Уже много лет звучали слова о том, что наступает эпоха директорского театра. Кто-то, быть может, и рад, что директора, наконец, победили. Но, в целом, надо признаться, это – тревожная, плохая ситуация. Я бы не хотел сейчас включаться в дискуссию о том, устарела или нет сама по себе должность худрука, отмечу другое: все меньше и меньше молодых и талантливых людей (в первую очередь режиссеров) хотят брать на себя ответственность за творческое развитие большой театральной организации, такой, как государственный театр.

Быть ответственным за театр – это значит, каждый день приходить в театр на работу, знать все проблемы этого сложного творческого организма, каждый день заниматься его проблемами – а ведь они часто приносят и огорчения, как это бывает в сообществе творческих людей. Молодые и талантливые режиссеры предпочитают заниматься отдельными проектами, а не театром в целом. Меня лично это очень огорчает.

Я знаю, многие театры в России ищут, надеются и ждут, что с неба «свалится» худрук или главный режиссер, способный повести за собой творческий коллектив – для них это стало бы огромным счастьем. Возникает парадоксальная ситуация: творческого лидера нет, а на должность директора назначают того, кто должен, по плану учредителя, стать «эффективным менеджером». Но сразу же после назначения выясняется, что «эффективный менеджер» не знает театрального хозяйства: не знает, что такое падуга, кулиса, задник, и главное – не хочет этому учиться. Желание царствовать есть, а желания учиться нет! Отсюда и известный пример, как директор не принимает уважаемого, заслуженного артиста, который намного старше его, потому что артист пришел в неприемный день.

Что такое профессия директора театра сегодня? Директор – это не просто хозяйственник, руководитель конторы, верховный администратор, распорядитель бюджета. Директор в нынешних условиях должен становиться театральным универсалом: он менеджер, продюсер, финансист, психолог – от широты его знаний и понимания театра зависит судьба всего творческого коллектива.

В число его фирменных умений входит и умение служить «мальчиком, или девочкой для битья». Это понимают все директора, которым посчастливилось вместе с коллективом привести театр к успеху. Вместе с успехом они получили не только любовь зрителей, но и зависть, ненависть, подозрение, которые безбрежным потоком изливались на них в социальных сетях. И мы все хорошо знаем, что за успех прославляют весь коллектив, а за неудачу винят руководителей: вначале режиссера (зачем поставил такой спектакль), а в итоге – директора (зачем позвал такого режиссера).

Директор отвечает за то, чтобы сохранять позитивную, творческую атмосферу в коллективе и вести театр к новому успеху вопреки недоброжелателям. Для этого надо мыслить себя частью творческого коллектива, полюбить свой театр всей душой. И ради этого – бесконечно учиться и совершенствоваться, чтобы быть человеком своего времени.

Меня очень радует, что все участники ВФТМ хотят учиться, общаться, делиться своими идеями, рассказывать о своих трудностях. Наш Фестиваль – это собрание людей близких по духу, готовых помогать друг другу. Неверно думать, будто мы решим все проблемы, все исправим, добьемся отмены постановлений, усложняющих жизнь театров. Такое не делается в одночасье, да и силы наши не бесконечны. Мы собираемся, чтобы обменяться положительной энергией, поверить в наше профессиональное сообщество, вместе заглянуть в будущее и набраться сил, чтобы пройти трудные испытания, сохранить театр, продолжить выпускать спектакли. Мы стремимся, чтобы наши встречи имели бы длительный положительный эффект в нашей с вами профессиональной деятельности.

Ведь все мы знаем, ради чего трудимся: ради того, чтó происходит на сцене. Спектакль – вот что главное в театре, вот для чего существуют все театральные профессии – от директора до билетера! Через спектакли театр дарит человеку красоту и надежду, творит чудо. Задача директора – сделать так, чтобы зритель снова и снова приходил в зал и, затаив дыхание, ждал открытия занавеса. Чтобы артисты и творцы стремились отдавать свой талант сцене, а значит людям.

Еще раз поздравляю с открытием Пятого Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров и желаю всем нам успешной работы!