Презентация выставки «Гадибук», Вахтангов и «Габима»: линия жизни»
14 февраля в Большом фойе Вахтанговского театра прошла презентация выставки «Гадибук». Вахтангов и «Габима»: линия жизни» – совместного проекта Театра имени Евгения Вахтангова и Израильского центра документации сценических искусств Тель-Авивского университета, при участии Театрального архива имени И. Габая.
В презентации приняли участие:
Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Российской Федерации г-н Александр Бен Цви, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой,
доктор искусствоведения Владислав Иванов, актёр, режиссёр Театра на Таганке, руководитель Московского театра Грановского Игорь Пехович, художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас.
Помощник художественного руководителя Театра Вахтангова, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин, открывая презентацию, отметил, что 2022 год богат знаковыми юбилеями:
Совсем недавно мы отмечали 100-летие Театра Вахтангова, 31 января –100-летие спектакля «Гадибук», поставленного Вахтанговым в студии «Габима», 28 февраля будем отмечать 100-летие «Принцессы Турандот». Ровно посередине между этими двумя датами – день рождения Евгения Вахтангова – 13 февраля. 100 лет назад, 13 февраля 1922 года, Великий Мастер отметил свой последний, 39-й, день рождения.
Я также хотел бы обратить ваше внимание, что театр Вахтангова – это, конечно, не только «Принцесса Турандот». 1921-1922 годы – активнейшая фаза художественного процесса Вахтангова: отход от канонической системы бытового психологического театра и движение к театральности и поиску формы. Манифестация вахтанговского стиля произошла благодаря трём спектаклям – «Эрик XIV» (1-я студия МХТ), «Гадибук» (еврейская студия «Габима») и «Принцесса Турандот» (студия Евгения Вахтангова).
Д.В. Трубочкин подчеркнул глубокие связи русской, еврейской и литовской культур. В Вильно (Вильнюсе) родилась студия «Габима», в Москве, благодаря Вахтангову, ставшему её первым руководителем, громко о себе заявила, а впоследствии стала национальным театром Израиля. В 2018 году состоялись обменные гастроли, посвящённые 100-летию театра «Габима».
Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Российской Федерации г-н Александр Бен Цви:
Для меня большая честь и большая радость то, что мы все здесь находимся сегодня, чтобы отметить 100-летие спектакля «Гадибук». Выставка действительно даёт полную гамму всего, что сделал «Гадибук» – самая знаменитая за границей работа Вахтангова. В Израиле этот спектакль стал фирменным спектаклем театра «Габима», который считается израильским национальным театром. А его корни находятся здесь, в Москве.
Посол также отметил, что «в скором времени зрители Израиля смогут увидеть потрясающий спектакль Римаса Туминаса «Война и мир» – первые зарубежные гастроли спектакля пройдут в апреле на сцене театра Камери в Тель-Авиве.
Михаил Швыдкой – специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству напомнил о ещё одной важной дате – 30-летии восстановления дипломатических отношений России с Израилем (которые были прекращены Советским Союзом в 1967 году после Шестидневной войны):
Это тридцатилетие очень многое изменило, дало новые возможности. Невозможно даже переставить себе, что 50 лет назад у нас бы собрались отмечать юбилей «Габимы». Только в реальности новой России стало возможным официально и публично заниматься исследованиями еврейского театра, а не исподволь, как раньше. Сегодня у нас сложились очень глубокие и плодотворные отношения с государством Израиль.
Владислав Иванов, доктор искусствоведения:
На протяжении многих десятилетий Вахтангов был кумиром в России благодаря «Принцессе Турандот», а во всем мире – «Гадибуку». Потому что с «Гадибуком» еврейский театр объездил весь мир. Есть ещё один парадокс. Когда габимовцы решили строить театр, они хотели строить библейский театр – разыгрывать библейские сюжеты. На самом деле в спектакле Вахтангова не было библейских сюжетов, он заговорил на языке, понятном всем – евреям, русским, немцам, англичанам, французам. Он создал в этом спектакле универсальный язык. Это был первый грандиозный опыт невербального театра. Мы увидим, что многое, из того, о чём мечтали реформаторы театра ХХ века, было уже сделано. Не просто придумано, а сделано в 1922-м году. Спектакль игрался очень долго, одни актёры уходили, приходилось вводить других, но то, что сделал Вахтангов, оставалось всегда.
В день генеральной репетиции «Гадибука» Вахтангов написал записку: «Я сделал своё дело, дорогие. До свидания. Может, встретимся. Где вы теперь?».
В этой простой записке на каждое слово падает какой-то нездешний свет. Это послание человека, заглянувшего за край жизни. И таким посланием был спектакль «Гадибук».
* * *
Создатели выставки «Гадибук», Вахтангов и «Габима»: линия жизни»:
Куратор – доктор философии О. Левитан. Сокуратор и дизайнер – Д. Консон (Тель-Авивский университет, Израиль). Научный консультант – доктор искусствоведения В. Иванов (Государственный институт искусствознания, Москва). Консультанты — И. Сергеева и М. Литвин, (Музей Театра имени Евгения Вахтангова), Р. Семо (Архив Театра «Габима»). Фоторепродукционная съёмка – В. Мясников (Театр имени Евгения Вахтангова) и Г. Хатин (Израиль). Сканирование – С. Зильбер (Тель-Авивский университет, Израиль).