Новый артефакт Музея-квартиры Евгения Вахтангова — режиссёрский экземпляр «Принцессы Турандот» с пометками Е.Б. Вахтангова.
Мемориальная квартира Евгения Вахтангова — филиал Музея Вахтанговского театра находится в Денежном переулке доме 12. Здесь Евгений Богратионович поселился в 1918 году, прожил с женой Надеждой Михайловной и маленьким сыном Сережей всего четыре года и скончался 29 мая 1922 года в возрасте 39 лет. Семья Вахтангова до 1972 года проживала в этой квартире. Однако через некоторое время после смерти режиссера его вдова выделила кабинет мужа под экспозицию, в которую вошли подлинные предметы обстановки, библиотека, фотографии Вахтангова, его учителей и коллег с дарственными надписями — Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Леопольда Сулержицкого, никогда не публиковавшиеся два рукописных стихотворения Марины Цветаевой, посвященные Вахтангову, а также дружеские шаржи, зарисовки, фото фрагментов из спектаклей, афиши и личные вещи. Вся обстановка комнаты максимально приближена к той, что была в момент ухода из жизни великого режиссера.
Здесь еженедельно проходят экскурсии с лекциями о творческом пути Е.Б. Вахтангова, о его Студии, о продолжении его традиций в Вахтанговском театре.
Музей-квартира и сегодня продолжает пополняться новыми артефактами.
Рассказывает научный сотрудник Музея Театра Вахтангова Маргарита Рахмаиловна Литвин:
«К столетию Вахтанговского Театра Рубен Евгеньевич Симонов сделал нам уникальный подарок — передал Музею авторский экземпляр «Принцессы Турандот» Карло Гоцци, принадлежавший Евгению Богратионовичу Вахтангову. На одном листе слева – карандашные записи и пометки о будущем спектакле. Мы расшифровали его записи.
Это был 1920 год. Вахтангов еще метался между пьесой Фридриха Шиллера и Карло Гоцци. Первая показалась ему скучной, бытовой, а он уже искал для себя что-то более интересное. На общем собрании Студии приняли решение поставить комедию дель арте Гоцци. Вахтангов захотел сделать современный, светлый, красивый, молодой спектакль. Его студийцы были один красивее другого! Многое в спектакле на протяжении почти полутора лет менялось.
Между 1920 и 1922 годом — премьерой «Принцессы Турандот» Вахтангов поставил еще два гениальных спектакля: в первой студии Художественного театра «Эрик XIV» и в студии «Габима» — «Гадибук». Наш театр открылся «Чудом святого Антония» в 1921 году. Теперь рядом с пьесой, фотографиями, программкой к этому спектаклю в Музее-квартире Евгения Богратионовича Вахтангова лежит и текст пьесы «Принцесса Турандот». Это было его мечта — создать театр будущего».