Вахтанговский век. Выставка

1 сентября 2021

100-летие Театра Вахтангова приближается, а до начала сезона и вовсе осталось меньше недели. Впереди нас с вами ждёт много праздничных событий и приятных сюрпризов.

Осень встречаем открытием фотовыставки на Арбате. Это первая часть экспозиции, охватывающей вековую историю Вахтанговского театра. Конечно, вместить всё в 32 полотна было невозможно: только основные вехи пути и знаковые спектакли.

В октябре экспозиция переместится на Бульварное кольцо, а на Арбате появится новая – о следующем этапе жизни театра. Так, меняясь, выставка «Вахтанговский век» продлится на Арбате всю осень.

Первый этап: от рождения Евгения Вахтангова и самых истоков Вахтанговской студии до конца Великой Отечественной войны.

Мы очень надеемся, что, гуляя по центру Москвы, москвичи и гости столицы найдут несколько минут на то, чтобы остановиться и хотя бы кратко, в фотографиях, познакомиться с историей Вахтанговского Театра.

Благодарим за работу по созданию выставки сотрудников музея театра Ирину Сергееву, Маргариту Литвин, Елену Омеличкину, фотографа Валерия Мясникова, замдиректора Антона Прохорова, главного художника Максима Обрезкова, дизайнера Константина Шаповалова и редактора Дарию Хаустову.

Подробнее о первой части экспозиции читайте далее:

В 1913 году студенты Московского университета обратились к актёру и режиссёру МХТ Евгению Вахтангову, уже составившему себе репутацию лучшего педагога по «системе» К.С. Станиславского, с просьбой поставить с ними спектакль. Выбор пал на пьесу Б.К. Зайцева «Усадьба Ланиных».

В 1914 году была организована театральная Студия под руководством Вахтангова, которую стали именовать Мансуровской – по названию переулка, где Студия находилась. В 1920-м году ученики Вахтангова были приняты в семью Художественного театра под именем его Третьей студии.

Официальная история Театра Вахтангова начинается 13 ноября 1921 года, когда в особняке, некогда принадлежавшем промышленнику В.П. Бергу, по адресу Арбат, 26 (где Театр располагается и сегодня) сыграли премьеру «Чуда святого Антония» М. Метерлинка в постановке Евгения Богратионовича Вахтангова.

В начале 1922 года Москва бурно рукоплескала успеху спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци, выдающегося явления театрального искусства ХХ столетия. Весёлый, солнечный, праздничный спектакль, поставленный смертельно больным Вахтанговым в холодном и голодном 1922 году, утверждал жизнь, любовь, добро. Лёгкость и импровизация стали основной стихией спектакля.

«То, что я ищу, я буду называть фантастическим реализмом. В театре не должно быть ни натурализма, ни реализма, а должен быть фантастический реализм. Верно найденные театральные средства дают автору подлинную жизнь на сцене. Средствам можно научиться, форму надо сотворить, надо нафантазировать. Вот почему я это и называю фантастическим реализмом. Он существует, он должен быть теперь в каждом искусстве», — Евгений Вахтангов.

После трагически ранней смерти Вахтангова его ученики поклялись сохранить Студию, не дать ей слиться с Художественным театром вопреки требованию Вл.И. Немировича-Данченко. Им удалось отстоять независимость: в 1926 году Студия получила официальный статус — Государственный театр имени Евгения Вахтангова.

Студийцы управляли театром коллегиально, а в 1939 году художественным руководителем был избран Рубен Николаевич Симонов, ученик Евгения Вахтангова и его земляк (оба приехали в Москву из Владикавказа). Именно ему предстояло провести театр через годы Великой Отечественной войны и сохранить его в неспокойные 50-е и 60-е годы.

В ночь с 24 на 25 июля 1941 года во время одной из первых бомбардировок Москвы в здание театра попала бомба. Среди погибших оказался один из лучших актёров театра — Василий Куза. Были разрушены сцена и зрительный зал, уничтожены декорации.

В октябре 1941 года Театр Вахтангова уехал в эвакуацию в Омск и пробыл там до осени 1943 года. Омский период — один из самых ярких в творческой биографии Вахтанговского театра.

В феврале 1942 года был образован Фронтовой филиал театра. Он вместе с 1-м и 2-м Украинскими фронтами прошёл боевой путь от Ржева до Берлина.

В 1944 году Рубен Симонов поставил яркую и весёлую оперетту «Мадемуазель Нитуш», дарившую радость и надежду. Именно этим спектаклем 9 мая 1945 года вахтанговцы встречали День Победы.

Начался новый этап в жизни театра, о котором будет рассказано в следующей выставке.

Читать далее Свернуть