Василий Семёнович Лановой. Говорят Вахтанговцы

5 февраля 2021

Римас Туминас, художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова:

Знаете, я вчера ночью узнал о кончине Василия Семёновича и почувствовал, что земля уходит из-под ног. Почувствовал, что театр наш, он кричит, его душа кричит от боли. А потом я лёг и всё время вспоминал все встречи с Василием Семёновичем, все его мысли. Я вспоминал его. И потом ободрился, понял, что такого масштаба люди, такие творцы, они и сейчас с нами. Они были и остаются незримыми в Театре Вахтангова. И те корифеи, которые ушли в прошлые годы, и вот теперь Василий Семёнович Лановой, своим уходом они оставили нам главное завещание, что надо начинать всё заново. Сейчас мы прощаемся с бывшим прекрасным Вахтанговским театром. И он будет другой, может быть, лучше, интереснее. Они сделают так, что он будет живым и вечным.

 

Кирилл Крок, заслуженный работник культуры России, директор Театра имени Евгения Вахтангова:

Он всегда говорил какие-то простые и правильные слова: «Берегите театр, берегите этот дом. Нужно обязательно сохранить память обо всех, кто здесь служил. Постараться передать следующему актёрскому поколению. Это всё намолено, выстрадано людьми». Василий Семёнович был безмерно рад, когда узнал, что театр выкупает дом Евгения Вахтангова во Владикавказе и там планирует создать музей. Он постоянно заходил ко мне, шутя, приветствовал: «Товарищ главнокомандующий, лейтенант запаса Лановой прибыл. Когда вы ремонт закончите?» — «Да нескоро». — «Так всё плохо? Ну, вы помните, как только всё сделают, я там должен первый выступить. Учтите, пожалуйста». Собственно, это были его последние слова при нашей встрече…

 

Владимир Иванов, заслуженный деятель искусств России, режиссёр Театра имени Евгения Вахтангова:

Василий Семёнович — один из последних могикан Вахтанговского театра. Таких уже почти не осталось. Лановой — символ эпохи. Он был верен театру, стране, своему зрителю. Один из величайших людей театра. Василий Семёнович — человек с совершенно определённой позицией, всегда неизменной. И, несмотря ни на какие обстоятельства, он открыто и подчас очень яростно, отстаивал её. Когда его объявляли на концертах или в театре, он настаивал на том, что он лауреат Ленинской премии. Остальные звания можно было не перечислять. А премия была для него высшей наградой. Такой он был человек, такую прожил жизнь.

Помимо всего прочего Василий Семёнович был замечательным педагогом. Он заведовал кафедрой актёрского мастерства в Щукинском училище. Огромное количество актёров, которые сейчас уже состоялись, могут с гордостью сказать: «Мы ученики Василия Ланового». Его запомнят яростным, увлечённым, страстным, с огромной любовью к людям. Василий Лановой — это явление. А ещё его имя связано с «Бессмертным полком». Благодаря ему этот проект стал таким важным. Он был его олицетворением. А страна этим гордилась. И он тоже.

Евгений Князев, народный артист России:

Лановой – тот самый столп, на котором держался театр. Он всегда очень верил в наш театр, в Вахтанговскую школу. Вахтангов был для него кумиром, которого он не предавал все 60 лет, что работал. Он всегда считал, что наш театр будет сохраняться, если мы будем крепко держаться друг за друга. Господь Бог дал ему всё: и внешность, и талант, и гражданскую позицию. Самое главное, что он этим не кичился. Он был настоящим человеком, который мог одинаково разговаривать и с академиком, и с любым рабочим.

Лановой – человек крепкой закваски, мощный, не умеющий останавливаться. Он мог отыграть спектакль, сесть в самолет, провести в другом городе концерт или что-то организовать по «Бессмертному полку», чем он занимался в последнее время, как государственный человек, а потом вернуться в Москву и прийти на семинар к студентам.

Василий Семёнович был в Щукинском институте заведующим кафедрой сценической речи, преподавал художественное слово и, будучи блистательным чтецом, учил не просто говорить, но понимать культуру и литературу страны, в которой студенты живут. Работу с молодыми он считал важнейшим делом. Он педагог уникальный: у него сильная личностная основа. Лановой, наверное, не столько работал со студентами над какими-то техническими вещами, сколько наполнял ребят внутренним содержанием, благодаря чему у его учеников происходил личностный и человеческий рост. Помните, как говорил Иван Варавва, его герой из «Офицеров»: «Командир обязан думать, а не просто шашкой махать». Это вот про Василия Семёновича. Невероятно, что он больше не выйдет на Вахтанговскую сцену.

Сергей Маковецкий, народный артист России:

Уходит потрясающее поколение, очень крепкое поколение, люди, которые перенесли великие тяготы, видели войну. Я всегда поражался, что нельзя никак понять, в каком он настроении, потому что он всегда был очень приветлив. И, когда приходил в театр, не покидало ощущение тепла и душевности. Так же он встречался с людьми на улице, таким же оставался со студентами. У него всегда была ровная спина. А если бы вы видели, как он выходил на сцену в своём достаточно зрелом возрасте! Эта осанка, светящийся глаз, голос потрясающий! Иногда казалось, что рядом стоящий молодой актёр превращается в древнейшего старика. Его актёрским качеством была энергия, которая обволакивает. Он стремился к зрителям, а зрители отвечали ему взаимностью. Он всегда был честен в профессии и во всех делах, которыми занимался.

Мария Аронова, народная артистка России:

Ушёл Человек-пароход. Наш красавец, наша умница, талантище. Его можно было, как книгу изучать: как правильно относиться к профессии, к товарищам, к любой просьбе. Не было человека, которому Лановой, вхожий во все двери, отказал бы. И главное – учёба на его примере. Представить себе Василия Семёновича, проходящего по авансцене, даже если нет репетиции – невозможно, он шёл только за задником. А в театре без сменной обуви или в шапке? Никогда! К залу он относился как к святыне – так его учили его учителя. Никогда не видела его развалившегося в костюме в кресле, он слишком уважал работу художника по костюмам, труд костюмеров, которые его костюм отпаривали и отглаживали. Всегда изящен, собран, аккуратен и очень галантен. Будут ли ещё такие?…

Юрий Шлыков, народный артист России:

Он никогда не предавал свои убеждения и был абсолютно бесстрашен. Когда в 1990-е все сжигали партбилеты, а слово «коммунист» носило отрицательный характер, Василий Лановой остался верен себе и всегда был коммунистом. Понятие «предательство» для него было самым страшным в жизни. Когда его ученики выходили на сцену, от них глаз невозможно было оторвать. Как-то я спросил у одного из студентов, как и что он вам преподаёт, и мне ответили: «Ну, сначала он что-то рассказывает, шутит, потом я. Он выбегает и что-то показывает, затем я. И мы как-то вместе сочиняем». Вот это ощущение «вместе», это родство поколений давало поразительные результаты.

Алексей Гуськов, народный артист России:

Есть хорошая фраза, которая звучит со сцены Театра Вахтангова: «Смерть это мгновенье, память вечна». Нам всем его будет очень не хватать, нам уже его не хватает. Если говорят, что артист должен уходить вовремя, то он ушёл совсем НЕ вовремя. Он приходил в театр почти каждый день. Приходил на свои спектакли сильно заранее, потому что это был артист той школы служения театру, школы служения искусству. Он всегда был приветлив и добр. Мы все помним, как мгновенно он откликался на чужую беду.

Юлия Рутберг, народная артистка России:

В Театре Вахтангова мы идём к столетию, а вот ушёл человек, который является символом эпохи. Ушёл последний романтик русского театра, который в этом доме прослужил с честью столько лет. И то, что ему удалось сделать в кинематографе, это невероятно. Он был солдат, боец, несгибаемый человек. В последние годы он приходил в театр почти каждый день, дышал этим воздухом, он не мог без театра, он не мог без людей, сцены.

Елена Сотникова, заслуженная артистка России:

Я потеряла второго отца, он был моей опорой и защитой. Работать с Василием Семёновичем было просто потрясающе и при этом очень легко — ведь он был по-настоящему великим артистом. Несмотря на то, что он никогда не называл себя звездой, именно ею он и был. В нём при этом никогда не чувствовалось какого-то высокомерия. Он не давал никаких неправильных советов, никогда не вмешивался в чужие роли и при этом возвышал своих партнёрш по сцене. Когда он играл с женщиной, она превращалась в богиню. С ним можно было почувствовать себя и женщиной, и актрисой. Он давал раскрыться и никогда не боялся в какие-то моменты отойти в тень. Великий артист.

Ольга Тумайкина, заслуженная артистка России:

Василия Семёновича я буду помнить всегда, потому что таких учителей как он, мне кажется, уже нет. Его жизнь была исключительно богата событиями и личными, и творческими, и педагогическими. Он научил нас любить поэзию, поэтов, мелодию языка — преподавал художественное слово. Можно сказать, он подарил нам Слово. Василий Семёнович, конечно, непревзойдённый мастер во многих своих ипостасях, все знают его выдающиеся роли и в театре, и в кино… Но можно биться об заклад, вы найдёте не так много людей сегодня, которые могут, как умел это он, без остановки в течение часа читать Пушкина, Лермонтова, Ахматову, Пастернака и так далее, и так далее… И не просто читать, а с огромной любовью.

Андрей Ильин, заслуженный артист России:

Я тоже переживаю это как личную утрату. Когда такие люди уходят, уходит что-то важное из нашей жизни. Пока такие личности рядом с нами, то мы чувствуем себя более защищенными что ли, поскольку соизмеряем всё время свои поступки с их жизнью и их поступками. Да, это огромная утрата. Очень жаль.

Нонна Гришаева, заслуженная артистка России:

Я знала, что он болеет, но совсем не верилось, что случится что-то плохое. Не верилось потому, что мы-то знаем, какой силой духа обладал Василий Семёнович. Он только в театр заходил, только порог переступал, а как будто ураган в помещение влетал. И жизнелюбия огромного человек, и не боялся ничего. А партнёр он какой! Таких сейчас нет. Да о нём легенды, как о партнёре, ходили. У нас с ним был всего один спектакль, но какой! «Фредерик, или Бульвар преступлений», где Василий Семёнович исполнял роль великого французского артиста Фредерика Леметра, гения с трагической судьбой. Он так проживал эту роль! И каждый раз, когда он прощался со своей любовью, я стояла в кулисах, смотрела на сцену и плакала. В другой сцене он меня на руки поднимал. Так каждый раз Василий Семенович спрашивал: «Тебе не больно? Тебе удобно?». Василий Семёнович… Потеря не только для Театра Вахтангова, для всей страны.

Александр Олешко, заслуженный артист России:

Это настоящее горе, это невосполнимая утрата, это ужасная брешь не только в театральном искусстве, но и в кинематографе. Это рыцарь театра, человек чести и достоинства. Это люди, на которых держится страна, и когда они уходят, нам от этого становится не по себе, но мы должны оставаться собранными и обязаны быть достойными памяти таких людей. Для меня большое счастье, что я у него учился и ежедневно видел его в театре. Для меня честь, что я был удостоен его внимания. Для нас он останется примером чистоты, силы, мужества и таланта. Пускай его душа летит спокойно и свободно…