Выступление Кирилла Крока на открытии 104-го сезона Театра имени Евгения Вахтангова

12 сентября 2024

Фото — Яна Овчинникова

Лёгких театральных сезонов не бывает: трудности были и будут всегда – и в творческой работе, и в административной. Во все годы в Театре рядом со знаменитыми, легендарными спектаклями были постановки, прошедшие незаметно: на них было положено много сил и труда, на них возлагали надежды, но они продержались в репертуаре совсем недолго. Это – жизнь, это – творческий процесс, это – путь через неудачи к новым успехам и новым открытиям.
Главное мерило нашего успеха – в том, что мы не стоим на месте, не успокаиваемся на достигнутом, не растрачиваем накопленные творческие богатства, а стремимся их преумножить. Наш театр непрерывно развивается, и все мы согласны в том, что смакование прошлых побед не ведёт к дальнейшему развитию.
Мы крепко усвоили важнейший урок великих предшественников Театра: нельзя успокаиваться на достигнутом; надо постоянно жить в поиске и творческом беспокойстве. Поэтому мы непрерывно репетируем и играем спектакли. Знак того, что мы движемся в правильном направлении – заполненные залы. В Вахтанговском театре по-прежнему нет пустых мест ни на премьерах, ни на спектаклях прошлых лет. Мы очень этим дорожим. Полные залы – это свидетельство зрительской любви, высокой зрительской оценки качества нашей работы.
Театральный мир уже привык к тому, что вахтанговцы много гастролируют по России. Мы воспринимаем гастроли как важную культурную миссию. Ни один из российских театров не может похвастаться такой географией и таким объёмом гастролей…
Для нас вновь открылся Китай – впервые после окончания пандемии. Мы с радостью убедились в том, что китайские зрители, как и ранее, принимают наш театр с любовью и энтузиазмом. Спектакль «Евгений Онегин» знают и любят; он по-прежнему бьёт рекорды популярности в Китае. Мы переживали, как воспримут в Китае «Войну и мир»; спектакль приняли и полюбили: свидетельство этому – долгие, оглушительные аплодисменты и очень высокие зрительские рейтинги.
В прошлом театральном сезоне исполнился год Дому Вахтангова во Владикавказе – филиалу Театра имени Евгения Вахтангова.
Первый год жизни показал, что Дом Вахтангова во Владикавказе любим и востребован, он нашёл своё место в городе, превратился в центр культурного притяжения, место силы: наше дитя прожило год в любви! Доказательство тому – цифры, статистика реализации билетов: ежедневно его посещают 40-50 зрителей, в афише Дома Вахтангова каждый месяц 14-15 спектаклей, и это – рекордные показатели в масштабах России для музеев подобного уровня. Важно для нас и то, что работа филиала Театра Вахтангова стала заметным событием в рамках реализации большой региональной программы «Владикавказ – культурная столица Юга России». А открытие Дома Вахтангова признано главным культурным событие за 2022 год в России.
В июле этого года мы провели во Владикавказе Первый всероссийский театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой», и это событие уже вошло в историю современного театра и города Владикавказа. Впервые за 100 с лишним лет жизни Театр Вахтангова вышел за пределы своих сцен на Арбате и самостоятельно выступил учредителем и организатором фестиваля. Фестиваль, без преувеличения, имел эффект культурного взрыва, культурной экспансии; он оставил после себя самые восторженные воспоминания у жителей и гостей Владикавказа. В фестивале приняли участие 5 стационарных театров из разных городов России и 8 уличных театров; была проведена красочная церемония открытия, а завершился фестиваль грандиозным шестичасовым концертом под открытым небом на площади Свободы – там же, где два года назад мы праздновали открытие Дома Вахтангова. Во Владикавказе нас любят и ждут!
Секрет успеха Театра Вахтангова, в общем, известен. Наша сила в том, что мы всегда вместе – и в победах, и в неудачах. Театр – это наш Дом; любовь к Дому нас объединяет. Мы делаем общее дело, заранее зная, что путь развития театра труден; вместе мы готовы идти самым трудным путем.
Разве упомнишь, сколько раз в судьбе вахтанговцев случались труднейшие испытания – такие, что, казалось, история нашего Театра вот-вот прервется. Но история продолжалась и продолжается вопреки самым дурным знамениям.
Сколько пришлось пережить вахтанговцам после смерти Евгения Богратионовича – на пути от Третьей студии МХТ к Государственному театру имени Евгения Вахтангова. Каким терпением и верой в свое дело надо было запастись коллективу, чтобы работать в эвакуации в годы Великой Отечественной войны, зная, что театр в Москве разрушен немецкой бомбой и понимая, что есть перспектива навсегда остаться в Омске. А каково было в тяжелейшие перестроечные годы? – благодаря коллективу и его руководителю Михаилу Александровичу Ульянову удалось не растратиться по мелочам, сохранить коллектив, сберечь театр.
Вахтанговцы сильны своей памятью о творцах, которым мы обязаны нашими творческими победами – в том числе нашими недавними победами. Мы воспринимаем их как часть себя, а не только как факты нашей биографии, но как ценнейшее наследие русской театральной культуры. На материале великих спектаклей Театра Вахтангова уже пишут и будут писать учебники режиссуры и актёрского мастерства, и в этих учебниках, я уверен, будут справедливо отражены великолепные достижения всего нашего коллектива последних десятилетий. Мы в этом театральном сезоне проведём вечера памяти: «Евгений Симонов – 100 лет» и «Юлия Борисова – 100 лет».
Жить с таким наследием – это великая честь для нас с Вами и огромная ответственность. А для меня, пожалуй, главное, что есть в нашем наследии – это призыв, который знают вахтанговцы всех поколений. Надо оставаться живым и сохранять свое творческое лицо во всех жизненных испытаниях. Поэтому закончить я хочу знаменитыми строками Бориса Пастернака, удивительно созвучными вахтанговскому призыву:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.