Юбилей Марии Ароновой
Любимица публики, отмеченная множеством государственных и профессиональных наград, Мария Аронова 11 марта празднует свой первый серьёзный юбилей.
Мария Аронова – настоящая звезда, актриса уникального дарования, обладающая особой природной магией, рождающей лёгкость и органичность её существования на сцене, дающей ей абсолютное владение зрительным залом, который она завораживает и увлекает за собой. Она – актриса-клоунесса. Эксцентрика и гротеск – краски, которыми она владеет виртуозно. При этом остаётся подлинной и заразительной в каждое мгновение своего сценического существования.
Её путь в искусство был лёгок и естественен, потому что она и сцена были просто предназначены друг для друга. Мария Аронова пришла в Театральное училище имени Б.В. Щукина – туда, где хранят особые вахтанговские принципы создания сценического образа, где яркая театральность были и остаются основой существования актёра. Обучение в институте – на курсе Владимира Иванова – подарило ей наставника, Учителя, своего режиссёра, под руководством которого сыграны её лучшие роли.
Дипломный спектакль «Царская охота» был поставлен Владимиром Ивановым на учебной сцене и стал одним из главных событий московского театрального сезона. Через несколько лет в репертуар Вахтанговского театра вошла новая редакция спектакля. В роли Екатерины II Аронова раскрылась как сильная драматическая актриса. Её героиня предстала страдающей и властной, явив зрителю мощное человеческое нутро, в котором Императрица победила Женщину.
Вместе с тем, сценическая жизнь актрисы сложилась так, что доминирующей стала комедийная природа её дарования. Трагикомическое или откровенно фарсовое амплуа обеспечило Марии Ароновой любовь и признательность зрителей, высокие оценки критики, многочисленные награды.
Спектакль «За двумя зайцами» (постановка Александра Горбаня), в котором молодая актриса сыграла роль Прони Прокоповны, на многие годы стал бестселлером Вахтанговского репертуара. Нелепая пышнотелая Проня, пытающаяся казаться нежной и трепетной, была уморительно смешной, однако в финале в её голосе и интонациях звучала такая неприкрытая боль разбитого сердца, что становилось пронзительно жаль эту униженную невесту.
За годы работы в Театре Мария Аронова сыграла почти два десятка очень разных ролей, успев поработать с Аркадием Кацем, Романом Виктюком, Андреем Житинкиным, Владимиром Мирзоевым, Римасом Туминасом и, конечно, Владимиром Ивановым.
Актриса внесла изумительную ноту абсурда в роль Секретарши в спектакле А. де Бенедетти «Я тебя больше не знаю, милый» и была забавной Медсестрой в «Весёлых парнях» Н. Саймона. Её прагматичной Клеантиде, служанке Алкмены в «Амфитрионе» Ж.-Б. Мольера, было непросто разобраться в изощрённой игре, затеянной богами, в которой люди превратились в пешки. Яркие дуэтные сцены, сыгранные с Максимом Сухановым и Владимиром Симоновым, до сих пор в памяти тех, кто видел спектакль. Трогательность и незащищенность, хлопотливость и слезливость скромной Джейн усиливали комический эффект в комедии положений «Обычное дело» по пьесе Р. Куни.
В спектакле «Троил и Крессида» по У. Шекспиру – первой постановке Римаса Туминаса на посту художественного руководителя Театра – Мария Аронова сыграла роль Прекрасной Елены, тонко передав трагифарсовую концепцию режиссёра.
Большой удачей актрисы стало убедительное и многослойное исполнение роли провинциальной дамы Москалёвой («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского). Поначалу её героиня предстает обычной провинциалкой с претензиями на некий шик. Она – плоть от плоти мордасовского общества. Её суета вокруг Князя, желание обмануть беспомощного старика вызывают чувство брезгливости. Но когда она рассказывает о своих мечтах, об Испании — не столько реальной, сколько сказочной стране счастья, – когда с особым чувством, грацией и восторгом произносит страстные речи о прекрасной жизни, понимаешь, как пусто и драматично её собственное существование с мужем- подкаблучником, среди ненавидящих друг друга сплетниц. В исполнении актрисы мощно звучит тема разбитых надежд и отчаяния провинциальной женщины, проигравшей свою жизнь. Спектакль, задуманный как бенефис В.А. Этуша, стал также большой победой актрисы, а их талантливый дуэт радовал зрителей почти 20 лет.
Сегодня в репертуаре Марии Ароновой две большие роли на сцене Вахтанговского театра.
Вот уже 18 лет в репертуаре Театра успехом пользуется спектакль «Мадемуазель Нитуш», не утратив своей свежести и обаяния. Яркое исполнение актрисой роли сентиментальной, наивной, но решительной и бойкой Начальницы монастырского пансиона приводит в восторг всё новых и новых поклонников ее таланта. Актриса демонстрирует весь арсенал своих возможностей – поёт, танцует, садится на шпагат (Мария Аронова невероятно пластична!), шутит с публикой, вызывая бурную реакцию зала. Вступает в прямой контакт и беседу со зрителями, мастерски демонстрируя лёгкость и свою беспредельную власть над зрительным залом. В её исполнении органично сочетается смешное и наивное, делая образ Начальницы трогательным, придавая ему объём и многослойность.
Самая новая работа актрисы поистине феерична, говорит о ее творческой смелости и безграничных возможностях – вместе с сыном, актёром-вахтанговцем Владиславом Гандрабурой, она исполняет все роли в спектакле «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю в постановке Владимира Иванова, виртуозно меняя маски, появляясь то в образе глупой Коробочки, то «монстра» Собакевича, а то и самого Павла Ивановича Чичикова.
Мария Аронова активно играет в антрепризе, оттачивая свой комедийный дар, много и плодотворно снимается в кино. В год 100-летия Театра имени Евгения Вахтангова исполнила роль Лидии Дейкун в аудиоспектакле-променаде «Вахтангов. Путь к Турандот».
В дни юбилея хочется пожелать Марии Ароновой новых ярких ролей на сцене родного Театра Вахтангова!