Юлия Борисова: «Я – Принцесса Турандот!»

28 февраля 2022

28 февраля 2022 г. исполняется 100 лет со дня премьеры спектакля Евгения Богратионовича Вахтангова «Принцесса Турандот». Читайте в специальном выпуске газеты «Вахтанговец»

 

Народная артистка СССР Юлия Борисова

Я – Принцесса Турандот!

Удивительная вещь! Я сыграла в Театре 60 ролей. Другие роли были сложнее, глубже и лучше. Но роль взбалмошной китайской принцессы перекрыла всё. Магия Вахтанговского и Симоновского искусства в соединении с замечательными декорациями и костюмами Нивинского, восхитительной музыкой Сизова и Козловского и иронической пьесой великого итальянца Карло Гоцци XVIII века сотворили чудо.

Это были ярчайшие мгновения театральной жизни. Итало-китайско-татаро-армяно-русская театральная смесь 20-х и 60-х годов ХХ века взорвала сознание московского, а потом и зарубежного зрителя. Игра в сказку для взрослых стала символом театральной Вахтанговской школы праздника.

Когда мы работали над спектаклем «Принцесса Турандот», его возобновлял Рубен Николаевич Симонов, который участвовал в первом спектакле, и были живы актёры-исполнители главных ролей. Они старались передать нам атмосферу того спектакля – яркого, импровизационного зрелища, главного спектакля Евгения Богратионовича Вахтангова.

Я же никогда не репетировала с Мансуровой, а Симонов разрешал мне фантазировать. Я взяла веер, и тут же его помощники закричали, что этого раньше не было. «Оставьте её в покое! Пусть делает что хочет!», – сказал Рубен Николаевич и велел мне сделать выход.

Мне не нравилась пьеса, не нравились костюмы. Театр ругали за то, что его спектакли не соответствуют времени. Я говорила, что нас разнесут и запомнят этот провал надолго. Жизнь всё расставила по местам. Много театральных сезонов мы открывались «Турандот», отдохнувшие после отпуска, загоревшие, радостные от встречи с коллегами. Радость в зале, радость на сцене, праздник!

Кто такая Турандот? Заигравшаяся девчонка. Девочка. Заигралась и… доигралась. У неё любовь с первого взгляда! Молит: откажитесь от загадок, вас убьют. Первая встреча с Калафом. Я на троне. «Кто это дерзновенно возмечтал проникнуть в смысл моих загадок…» Очередной принц… Турандот сидит, почти отвернувшись. Я на него не смотрю. Сижу с веером и ничего не делаю. Дала всем отыграть. Поворачиваюсь. И – а-а-а!… Потрясена… Огромная любовь сразу, как только увидела.

Прекрасная жизнь нашего многолетнего дуэта с неповторимым Василием Лановым, который играл Калафа, началась именно с этого спектакля. Мы строили наши роли, были охвачены особым чувством сплочённости. До сих пор вспоминается та атмосфера студийности Театра.

Неизменный хохот у меня и у зала вызывал момент, когда Вася, обращаясь к портрету принцессы, говорил о «небесных чертах, как у самой любви богини», а затем показывал публике изображение лица курносой девчонки, нарисованной в профиль одной линией, и при этом говорил: «Иль Турандот, иль смерть!» В 2020 году нам вместе с ним была предоставлена высочайшая честь открыть на Арбате памятник создателю нашего Театра и этого спектакля.

В спектакле собрались все мои самые любимые партнёры, составившие славу Вахтанговского театра.

Гениальный Николай Гриценко, игравший Тарталью, не особенно хорошо относился к импровизации. Р.Н. Симонов всё время на ней настаивал. И вот однажды Гриценко принёс на спектакль не очень приличную частушку. После этого Симонов подошёл к Гриценко и сказал: «Всё. Больше никаких импровизаций!» Было смешно, когда Тарталья загадывал загадку о том, почему верблюд не ест вату, и поскольку никто не знал, торжествуя давал ответ: «Да просто не хочет!» Гриценко могу назвать своим партнёром-учителем. Ведь в каждой нашей работе он являл мне, коллегам и публике высший дар артистического искусства.

Не удавалась роль великому Юрию Яковлеву, было не смешно. Тогда театр пригласил Аркадия Исааковича Райкина, чтобы он посмотрел, что можно сделать с этой ролью. И Райкин предложил, чтобы Яковлев, поскольку он играет старого Панталоне, шепелявил, как будто у него нет зубов, и было бы непонятно, что он говорит. И стало смешно. Природа наградила Юру с избытком. Едва он вступал на сцену, как зал попадал в полóн, как все уже во власти очарования этого артиста. Зал смеялся до слёз, когда Панталоне, не расслышав фразу «Принц головой рискует», на весь зал громко говорил: «Принц Лановой флиртует!»

Михаил Ульянов, исполнявший роль Бригеллы, придумал концертный номер. Используя только лестницу, он «играл» на всех музыкальных инструментах и пел зажигательную цыганскую песню. На утверждение «Если бы твоя мама не была замужем, тебя бы не было» категорически возражал: «Вот моя мама не была замужем, а я есть!» Восторг! Это был большой художник и крупный человек – поразительно земной, со многими великими достоинствами, ошибками и пристрастиями.

Княжна Адельма – одна из лучших ролей Людмилы Максаковой. Она получила эту роль уже через два года после прихода в Театр и сразу стала известной театральной актрисой. Роль выстроена по-вахтанговски, в стиле гротеска и римско-греческой античной трагедии. Это особенно видно в пластике и построении речи, подчёркнуто чёрным театральным костюмом, который резко контрастирует с яркими одеждами других персонажей. «Теперь иль никогда!», – очень точно восклицала она.

Вахтангов определил спектакль как соперничество между китайской принцессой и татарской княжной за любовь принца. Избалованная Турандот, не задумываясь, убивает женихов и стремится только к первенству. Любовь к принцу очищает и возвышает её, делает верной женой, заставляет прекратить бессмысленные жертвы и задуматься о судьбах страны. Адельма, полюбив Калафа, когда он был рабом, сама став рабыней, идёт на обман, подкуп, предательство и, даже, на убийство, чтобы вернуть любовь, которая пробуждает в ней самые низменные стороны. Эту разную любовь нужно было точно сыграть. Вахтангов же подсказал, что эти чувства могут испытывать и актрисы, изображающие их, а потом при поклонах превратиться в лучших подруг. Нам с Максаковой было трудно «поделить» Ланового, который был просто создан для этой роли, и разгадал все «турандоткины загадки».

Хозяйку гостиницы Скирину играла очаровательная, музыкальная Ирина Бунина. Её часто встречали аплодисментами, особенно в сцене, когда три красивые женщины не дают спать Лановому, и Ира в костюме китайского стражника безрезультатно уходит со сцены со словами: «Хитра Адельма, но не прост и этот!», которые помнят все.
В спектакле содержалась яркая сатира на государственную власть, погрязшую в невежестве, коррупции и неспособности руководить. Премьер-министр ещё не окончил школу. Методами начальника полиции преступность не остановить. Секретарь главы государства – такой старый, что ничего не слышит, а советует так, что ничего не поймёшь.

Потрясающий состав: Греков, Райкина, Дунц, Кацынский, Малишевский, Фёдоров, Нехлопоченко, Шлезингер, Кузнецов, Петерсон, Пешкова, Воронцов, Коновалова, Корнева, Алабина! Рабыни Турандот – самые красивые актрисы Москвы, их в народе называли «Рубеновыми звёздами».

Каждый раз маски комедии дель арте комментировали сюжет, по-своему пытались спасти Васю-Высочество, танцевали танец маленьких лебедей, пели куплеты, представляли актёров, рассказывали со сцены анекдотические истории и смешные факты из жизни, развлекали и веселили публику, общались с ней на современные темы. На гастролях они исполняли роли на иностранном языке.

Спектакль принёс Вахтангову мировую славу, а Театру – международное признание и любовь зрителей. Вахтангов смешал все стили: комедию дель арте, римско-греческую трагедию, праздничность, драму происходящего, карнавальность масок, балаган, переодевания, современность и прошлое. И победил!