Алексей Завьялов
Служил в Театре Вахтангова с 1996 по 2011 год.
Он прожил до обидного мало, всего 36 с небольшим лет, успев сыграть на Вахтанговской сцене 18 ярких ролей. Его называли «Вахтанговский Моцарт». Алексей Завьялов стал самым молодым артистом, чей портрет, наряду с другими легендарными Вахтанговцами, на символическом Парусе венчал финал спектакля «Пристань» Римаса Туминаса.
17 декабря 1974 года – 30 сентября 2011 года
Алексей Борисович Завьялов родился 17 декабря 1974 года в Волгограде.
Когда его коллеги говорят о нём, их голоса теплеют, появляются нежность… и боль. Его любили все. Красивый, высокий, с выразительными голубыми глазами и струящимися локонами каштановых волос. С ясным открытым взглядом. Истинный герой, «герой-любовник» по амплуа. Ни самолюбования, ни спеси, ни фанаберии. Доброта, внимание к окружающим и неповторимый мягкий юмор.
Один из самых ярких и одарённых студентов Театрального училища имени Б.В. Щукина (курс Юрия Шлыкова), Алексей Завьялов был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова в 1996 году.
За 17 лет он успел сыграть 18 ролей – и каких! Почти не было проходных, сразу знаковые, заметные: Филипп («Лев зимой»), Астольфо («Жизнь есть сон»), Антоний («Чудо святого Антония»), Юпитер в облике Амфитриона («Амфитрион»), Калаф («Принцесса Турандот»), Герцог Йоркский («Фредерик, или Бульвар преступлений»), Григорий Орлов («Царская охота»), разбойник Сирхан («Али-Баба и сорок разбойников»), Фернан де Шамплатро («Мадемуазель Нитуш»), Василий Дмитрич Досужев («Всюду деньги, деньги, деньги…»), Миловзоров («Без вины виноватые»), Хесус Мария Коркаран («Правдивейшая легенда одного квартала»), Сын («Последние луны»)…
Роль Казарина в «Маскараде» стала его последней премьерой, в этом спектакле на закрытии сезона в июне 2011 года он вышел на сцену в последний раз. И, по стечению обстоятельств, в день его похорон, на которых плакали и женщины, и мужчины, его друзья и коллеги, на сцене Театра Вахтангова снова шёл «Маскарад»…
Василий Семёнович Лановой помогал Алексею работать на ролью Калафа («Принцесса Турандот»), понимая, что передаёт главную роль достойному преемнику. С какой горечью спустя годы он вспоминал своего молодого коллегу, сетовал на его страсть к экстриму – тот гонял на мотоцикле, увлёкся парашютным спортом:
«В моей жизни было мало таких катастрофических потерь. Алексей Завьялов, мой партнёр по многим спектаклям, обладал качествами, которые оптимальны для жизни и актёрской профессии, имел прекрасную внешность, редкий по красоте голос, в нём была загадка, он был прекрасным, тонким партнёром. Я вводил его на роль Калафа, к которой он подходил внешне и был интересен внутренне. Ему, наверное, не хватало адреналина в жизни, он стремился к существованию на грани».
Он словно был рождён для костюмных ролей – мундиры, фраки, кивера сидели на нём так, будто иной одежды он никогда и не носил! Красавец Шамплатро в «Мадемуазель Нитуш», Григорий Орлов в «Царской охоте» покоряли элегантностью, мужской красотой, выправкой и обаянием, вызывая восторг барышень. Идеальный сценический «первый сюжет»! Так же хорош он был и в роли эффектного, самовлюблённого, но беззлобного и добродушного Пети Миловзорова – любимца провинциальной публики, лёгкого и приятного во всех отношениях персонажа спектакля «Без вины виноватые».
Неожиданно для театра и для себя самого он сыграл роль Святого Антония в спектакле Петра Фоменко «Чудо святого Антония». Его Антоний – красавец, не осознающий своей красоты, трогательный и наивный, доверчивый, как ребёнок. Это было неожиданное и убедительное решение. Наверное, закономерность судьбы проявилась в том, что он участвовал в двух спектаклях, завещанных Театру самим его создателем, Евгением Вахтанговым – в «Принцессе Турандот» и «Чуде святого Антония».
Алексей был и блестящим характерным актёром. Чутко уловив стилистику фантасмагоричного «Амфитриона» Владимира Мирзоева, он от души дурачился и развлекался, включившись в круговорот игр и подмен. Легко и с радостью откликнулся на предложение своего друга и однокурсника Олега Лопухова — сыграть в его спектакле мошенника и прохиндея Досужева («Всюду деньги, деньги, деньги…» по пьесе А.Н. Островского «Тяжёлые дни»). В «Правдивейшей легенде одного квартала» он сыграл открытого, поэтически настроенного бродягу Хесуса Марию Коркарана, забавного оборванца, одного из обитателей квартала Тортилья-Флэт.
Ему везло на режиссёров – Пётр Фоменко, Владимир Иванов, Владимир Мирзоев, Римас Туминас…
Встреча с Туминасом принесла Алексею Завьялову роль Сына в постановке «Последние луны»: напряжённый диалог между взрослым Сыном и пожилым Отцом (в исполнении Василия Ланового), уезжающим в дом престарелых. Внешняя респектабельность, благополучие, невозмутимость и буря страстей, накопившихся взаимных обид и претензий, клокочущая внутри.
Казарин в «Маскараде» – роль-подарок, роль-выигрыш. Игрок, натура страстная, беспринципен и умён, он искусно снова затягивает Арбенина в круг игроков. Сколько тонкости, неожиданных нюансов, скрытых смыслов и подтекстов обнаруживалось в игре Завьялова! Эта роль знаменовала новый этап в жизни актёра…
Талантливый Вахтанговец участвовал в спектаклях «Театрального товарищества 814» Олега Меньшикова, сыграл Молчалина в «Горе от ума», играл в спектакле «Кухня» по пьесе М. Курочкина. Читал «Торквато Тассо» Гёте в атриуме Музея имени Пушкина, исполнил роль Ивана Тургенева в спектакле «Довольно» в Государственном музее А.С. Пушкина и роль Басанио в «Шейлоке» в театре «Et Сetera».
Его жизнь оборвала трагическая случайность: фатальный прыжок с парашютом.
Алексей Борисович Завьялов ушел из жизни после тяжелых травм, 30 сентября 2011 года.