Алексей Завьялов

Служил в Театре Вахтангова с 1996 по 2011 год.

Он прожил до обидного мало, всего 36 с небольшим лет, успев сыграть на Вахтанговской сцене 18 ярких ролей. Его называли «Вахтанговский Моцарт». Алексей Завьялов стал самым молодым артистом, чей портрет, наряду с другими легендарными Вахтанговцами, на символическом Парусе венчал финал спектакля «Пристань» Римаса Туминаса.

17 декабря 1974 года – 30 сентября 2011 года

Алексей Борисович Завьялов родился  17 декабря 1974 года в Волгограде.

Когда его коллеги говорят о нём, их голоса теплеют, появляются нежность… и боль. Его любили все. Красивый, высокий, с выразительными голубыми глазами и струящимися локонами каштановых волос. С ясным открытым взглядом. Истинный герой, «герой-любовник» по амплуа. Ни самолюбования, ни спеси, ни фанаберии. Доброта, внимание к окружающим и неповторимый мягкий юмор.

Один из самых ярких и одарённых студентов Театрального училища имени Б.В. Щукина (курс Юрия Шлыкова), Алексей Завьялов был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова в 1996 году.

За 17 лет он успел сыграть 18 ролей – и каких! Почти не было проходных, сразу знаковые, заметные: Филипп («Лев зимой»), Астольфо («Жизнь есть сон»), Антоний («Чудо святого Антония»), Юпитер в облике Амфитриона («Амфитрион»), Калаф («Принцесса Турандот»), Герцог Йоркский («Фредерик, или Бульвар преступлений»), Григорий Орлов («Царская охота»), разбойник Сирхан («Али-Баба и сорок разбойников»), Фернан де Шамплатро («Мадемуазель Нитуш»), Василий Дмитрич Досужев («Всюду деньги, деньги, деньги…»), Миловзоров («Без вины виноватые»), Хесус Мария Коркаран («Правдивейшая легенда одного квартала»), Сын («Последние луны»)…

Роль Казарина в «Маскараде» стала его последней премьерой, в этом спектакле на закрытии сезона в июне 2011 года он вышел на сцену в последний раз. И, по стечению обстоятельств, в день его похорон, на которых плакали и женщины, и мужчины, его друзья и коллеги, на сцене Театра Вахтангова снова шёл «Маскарад»…

Василий Семёнович Лановой помогал Алексею работать на ролью Калафа («Принцесса Турандот»), понимая, что передаёт главную роль достойному преемнику. С какой горечью спустя годы он вспоминал своего молодого коллегу, сетовал на его страсть к экстриму – тот гонял на мотоцикле, увлёкся парашютным спортом:

«В моей жизни было мало таких катастрофических потерь. Алексей Завьялов, мой партнёр по многим спектаклям, обладал качествами, которые оптимальны для жизни и актёрской профессии, имел прекрасную внешность, редкий по красоте голос, в нём была загадка, он был прекрасным, тонким партнёром. Я вводил его на роль Калафа, к которой он подходил внешне и был интересен внутренне. Ему, наверное, не хватало адреналина в жизни, он стремился к существованию на грани».

Он словно был рождён для костюмных ролей – мундиры, фраки, кивера сидели на нём так, будто иной одежды он никогда и не носил! Красавец Шамплатро в «Мадемуазель Нитуш», Григорий Орлов в «Царской охоте» покоряли элегантностью, мужской красотой, выправкой и обаянием, вызывая восторг барышень. Идеальный сценический «первый сюжет»! Так же хорош он был и в роли эффектного, самовлюблённого, но беззлобного и добродушного Пети Миловзорова – любимца провинциальной публики, лёгкого и приятного во всех отношениях персонажа спектакля «Без вины виноватые».

Неожиданно для театра и для себя самого он сыграл роль Святого Антония в спектакле Петра Фоменко «Чудо святого Антония». Его Антоний – красавец, не осознающий своей красоты, трогательный и наивный, доверчивый, как ребёнок. Это было неожиданное и убедительное решение. Наверное, закономерность судьбы проявилась в том, что он участвовал в двух спектаклях, завещанных Театру самим его создателем, Евгением Вахтанговым – в «Принцессе Турандот» и «Чуде святого Антония».

Алексей был и блестящим характерным актёром. Чутко уловив стилистику фантасмагоричного «Амфитриона» Владимира Мирзоева, он от души дурачился и развлекался, включившись в круговорот игр и подмен. Легко и с радостью откликнулся на предложение своего друга и однокурсника Олега Лопухова — сыграть в его спектакле мошенника и прохиндея Досужева («Всюду деньги, деньги, деньги…» по пьесе А.Н. Островского «Тяжёлые дни»). В «Правдивейшей легенде одного квартала» он сыграл открытого, поэтически настроенного бродягу Хесуса Марию Коркарана, забавного оборванца, одного из обитателей квартала Тортилья-Флэт.

Ему везло на режиссёров – Пётр Фоменко, Владимир Иванов, Владимир Мирзоев, Римас Туминас…

Встреча с Туминасом принесла Алексею Завьялову роль Сына в постановке «Последние луны»: напряжённый диалог между взрослым Сыном и пожилым Отцом (в исполнении Василия Ланового), уезжающим в дом престарелых. Внешняя респектабельность, благополучие, невозмутимость и буря страстей, накопившихся взаимных обид и претензий, клокочущая внутри.

Казарин в «Маскараде» – роль-подарок, роль-выигрыш. Игрок, натура страстная, беспринципен и умён, он искусно снова затягивает Арбенина в круг игроков. Сколько тонкости, неожиданных нюансов, скрытых смыслов и подтекстов обнаруживалось в игре Завьялова! Эта роль знаменовала новый этап в жизни актёра…

Талантливый Вахтанговец участвовал в спектаклях «Театрального товарищества 814» Олега Меньшикова, сыграл Молчалина в «Горе от ума», играл в спектакле «Кухня» по пьесе М. Курочкина. Читал «Торквато Тассо» Гёте в атриуме Музея имени Пушкина, исполнил роль Ивана Тургенева в спектакле «Довольно» в Государственном музее А.С. Пушкина и роль Басанио в «Шейлоке» в театре «Et Сetera».

Его жизнь оборвала трагическая случайность: фатальный прыжок с парашютом.

Алексей Борисович Завьялов ушел из жизни после тяжелых травм, 30 сентября  2011 года.

Читать далее Свернуть



Сосед (Цилиндр)
Филипп (Лев зимой)
Астольфо (Жизнь есть сон)
Мещанин (За двумя зайцами)
Святой Антоний (Чудо святого Антония)
Юпитер в облике Амфитриона (Амфитрион)
Квартальный (За двумя зайцами…)
Освальд, дворецкий Гонерильи ( Лир)
Калаф (Принцесса Турандот)
Герцог Йоркский (Фредерик, или Бульвар преступлений)
Граф Григорий Григорьевич Орлов (Царская охота)
Сирхан (Али-Баба и сорок разбойников)
Лейтенант Фернан де Шамплатро (Мадемуазель Нитуш)
Василий Дмитрич Досужев (Всюду деньги, деньги, деньги…)
Миловзоров (Без вины виноватые)
Хесус Мария Коркоран (Правдивейшая легенда одного квартала)
Сын (Последние луны)
Казарин (Маскарад)

«Игроки», «Горе от ума» и «Кухня» (Театральное товарищество 814»
«Шейлок» (Театре “Et cetera” п\р А. Калягина)
«Торквато Тассо» (Атриум ГМ им. Пушкина)
«Урод», «Вентиль»(Театр «Практика»)
«Довольно» (роль Ивана Тургенева в государственном музее А.С.Пушкина)
«Любля. Офисная любовь»(Клуб СТОРИ).

Играем «Маленького принца», 1996
Горе от ума (фильм-спектакль), 2000
Амфитрион (фильм-спектакль), 2003
Спас под березами, 2003
Женская логика — 3, 2003
Грехи отцов, 2004 (Сериал)
Ментовские войны, 2004 (Сериал)
Остров без любви, 2004
Посылка с Марса, 2005
Тамбовская волчица, 2005 (Сериал)
Адъютанты любви, 2005 (Сериал)
Бухта страха, 2006
Ментовские войны-2, 2006 (Сериал)
Ментовские войны-3, 2007 (Сериал)
Аэропорт-2, 2006
Мальтийский крест, 2007
День гнева, 2007 (Сериал)
Короли игры (Притворщики), 2007 (Сериал)
Агентство алиби, 2007 (Сериал)
Атлантида, 2007 (Cериал)
Счастье мое, 2008
Короли игры, 2008
Бухта страха, 2008
Ментовские войны 4, 2008 (Сериал)
Гавана, 2008 (короткометражный)
Мантикора, 2008

Ментовские войны. Эпилог, 2009 (Сериал)

Блудные дети, 2009
Крем, 2010 (Сериал)
Человек, который знал все, 2009
Неудачников.net, 2010
Вы заказывали убийство, 2010
Зоя («Пуля для актрисы»), 2010
На лесах и на горах, 2010
Цветы от Лизы, 2010

Последняя минута, 2010 («Люби меня крепче»)
Одна за всех, 2010-11
Голубка, 2011
Зимнее танго, 2011
Дом ветра, 2011