Народный артист СССР
Алексей Попов
Алексей Дмитриевич Попов — режиссер, теоретик театра и педагог — родился 12(24) марта 1892 года.
Творческий путь начал в 1912 году сотрудником МХТ, затем в 1-й Студии МХТ. Первая режиссерская работа Попова — «Незнакомка» Блока в Мансуровской студии (Студия Евгения Вахтангова) осталась незавершенной.
В 1918-1923 годах работал актером, режиссером и руководителем Театра студийных постановок (Кострома).
С 1923 года — режиссер 3-й Студии МХТ (Вахтанговской). Первая постановка А.Д. Попова в Театре имени Евгения Вахтангова — «Комедии Мериме» (1924). Следующие его спектакли — «Виринея» Л. Сейфуллиной (1925) и «Разлом» Б. Лавренева (1927) вошли в историю отечественного театра как большие социальные полотна. Впоследствии много работавшая вместе с А. Д. Поповым М. О. Кнебель писала о том, что в «Виринее» обозначились такие черты режиссерского почерка Попова, как «чувство простонародного юмора» и взыскательный вкус. О спектаклях «Зойкина квартира» М. Булгакова и «Заговор чувств» Ю. Олеши — Кнебель говорила как о произведениях «образцового режиссерского вкуса». Алексей Дмитриевич Попов работал в Театре имени Евгения Вахтангова до 1930 года, оказав большое влияние на формирование художественно-эстетических позиций театра. Покинул театр в связи с недовольством части непосредственных учеников Вахтангова, которые обвиняли Попова в отдалении от сложившихся традиций.
В 1930 году Алексей Попов пришел в Театр Революции на постановку «Поэмы о топоре» Н. Погодина и в 1931-1935 г. стал его художественным руководителем. Поставленный В Театре Революции А. Д. Поповым спектакль «Ромео и Джульетта», 1935 с М. Бабановой и М. Астанговым театроведы называют одним из лучших шекспировских воплощений не только в русском, но и в мировом театре. Вскоре после этой премьеры Попов ушел из Театра Революции и возглавил Центральный театр Красной Армии.
Педагогическая деятельность А. Д. Попова началась еще в 1919 году. По праву его учениками считаются такие артисты, как Б. Щукин, М. Астангов, М. Бабанова, В. Зельдин, Л. Касаткина и другие. С 1940 года Попов являлся профессором ГИТИСа, а в 1961 году он стал художественным руководителем этого высшего учебного заведения. На протяжении долгого времени Попов вел курс режиссуры (совместно с М. И. Кнебель), их ученики стали в последствии ведущими режиссерами в ряде стран мира.
Последний год жизни режиссера прошел под знаком осмысления пройденного творческого и жизненного пути: его теоретические работы, педагогическая деятельность, работа над мемуарами позволили Попову точно и глубоко сформулировать «миссию актера и задачи режиссуры» на переломе столетия, вобравшего огромный опыт постижения театрального ремесла.
Алексей Дмитриевич Попов ушел из жизни 18 августа 1961 года.