Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий

Алексей Попов

Алексей Дмитриевич Попов был одним из первых крупных режиссеров, пришедших в Театр Вахтангова после смерти его основателя.

Созданные им пять спектаклей — “Комедии Мериме” (1924), “Виринея” (1925), “Разлом” (1927), “Зойкина квартира” (1928), “Заговор чувств” (1929) вошли в золотой фонд  истории Вахтанговского театра.

12 марта 1892 — 18 августа 1961

Алексей Дмитриевич Попов — режиссер, актер, теоретик театра, педагог — родился 12 (24) марта 1892 года в городе Николаевске, Самарской губернии (ныне Пугачев Саратовской обл.).

Творческий путь начал в 1912 году как актер МХТ, был непосредственным учеником К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1913 года Попов занимался в 1-й Студии МХТ, созданной Станиславским годом раньше для творческой разработки «системы». Руководил  1-й Студией Леопольд Сулержитский, а среди студийцев были Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Алексей Дикий. Играл Дантье в «Гибели «Надежды», Норлинга в «Потопе», Калеба в спектакле — «Сверчок на печи», и особенно любимого им дьякона в «Неизлечимом».

Заметив в образах, созданных Поповым, «режиссёрский рисунок» — подспудное влечение к режиссуре, Вахтангов предложил ему вести в своей студии в Мансуровском  переулке педагогические занятия. Там Алексей Попов приступил к своей первой режиссерской работе на материале «Незнакомки» А. Блока, но эта работа осталась незавершенной.

В 1918-1923 годах Попов работал актером, режиссером и руководителем Театра студийных постановок в Костроме.

С августа 1923 года входит в состав  3-й Студии МХТ (Вахтанговской) как актер (Юрий Завадский репетирует с ним роль Святого Антония, которую играет сам) и как режиссер.

Первой постановкой Алексея Попова в Театре имени Евгения Вахтангова стала «Комедии Мериме» (1924). Следующие его спектакли — «Виринея» Л. Сейфуллиной (1925) и «Разлом» Б. Лавренева (1927).

М.О. Кнебель, много работавшая с Поповым, впоследствии писала, что в «Виринее» обозначились такие черты режиссерского почерка Попова, как «чувство простонародного юмора» и взыскательный вкус. О спектаклях «Зойкина квартира» М. Булгакова и «Заговор чувств» Ю. Олеши — Кнебель говорила как о произведениях «образцового режиссерского вкуса».

Алексей Дмитриевич Попов работал в Театре Вахтангова до 1930 года, оказав огромное влияние на формирование художественно-эстетических позиций театра. Он нашел свой путь в режиссуре, в синтезе школ, казавшихся непримиримыми, — Владимира Немировича-Данченко, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда. Но покинул театр в связи с недовольством части учеников Вахтангова, которые обвиняли его  в отдалении от сложившихся традиций.

В 1930 году Алексей Попов пришел в Театр Революции на постановку «Поэмы о топоре» Н. Погодина и в 1931 году стал его художественным руководителем . Поставленный им в Театре Революции спектакль «Ромео и Джульетта» в 1935 с  М. Бабановой и М. Астанговым театроведы считали одним из лучших шекспировских воплощений не только в русском, но и в мировом театре.

Вскоре после этой премьеры он ушел из Театра Революции и возглавил  Центральный театр Красной Армии.

Педагогическая деятельность А.Д. Попова началась еще в 1919 году. На протяжении долгого времени Попов совместно с М.И. Кнебель вел курс режиссуры. Среди его многочисленных учеников были и  Георгий Товстоногов, и Анатолий Эфрос. С 1940 года А.Д. Попов был профессором ГИТИСа, а в 1961 году — его художественным руководителем.

Его последние годы жизни прошли под знаком осмысления пройденного творческого и жизненного пути: теоретические работы, педагогическая деятельность, работа над мемуарами позволили Попову точно и глубоко сформулировать «миссию актера и задачи режиссуры» на переломе столетия, вобравшего огромный опыт постижения театрального ремесла.

Алексей Дмитриевич Попов ушел из жизни 18 августа 1961 года.

Читать далее Свернуть



Комедии Мериме, 1924
Виринея, 1925
Разлом, 1927
Зойкина квартира, 1928
Заговор чувств, 1929