Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий
Алексей Попов
Алексей Дмитриевич Попов был одним из первых крупных режиссеров, пришедших в Театр Вахтангова после смерти его основателя.
Созданные им пять спектаклей — “Комедии Мериме” (1924), “Виринея” (1925), “Разлом” (1927), “Зойкина квартира” (1928), “Заговор чувств” (1929) вошли в золотой фонд истории Вахтанговского театра.
12 марта 1892 — 18 августа 1961
Алексей Дмитриевич Попов — режиссер, актер, теоретик театра, педагог — родился 12 (24) марта 1892 года в городе Николаевске, Самарской губернии (ныне Пугачев Саратовской обл.).
Творческий путь начал в 1912 году как актер МХТ, был непосредственным учеником К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1913 года Попов занимался в 1-й Студии МХТ, созданной Станиславским годом раньше для творческой разработки «системы». Руководил 1-й Студией Леопольд Сулержитский, а среди студийцев были Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Алексей Дикий. Играл Дантье в «Гибели «Надежды», Норлинга в «Потопе», Калеба в спектакле — «Сверчок на печи», и особенно любимого им дьякона в «Неизлечимом».
Заметив в образах, созданных Поповым, «режиссёрский рисунок» — подспудное влечение к режиссуре, Вахтангов предложил ему вести в своей студии в Мансуровском переулке педагогические занятия. Там Алексей Попов приступил к своей первой режиссерской работе на материале «Незнакомки» А. Блока, но эта работа осталась незавершенной.
В 1918-1923 годах Попов работал актером, режиссером и руководителем Театра студийных постановок в Костроме.
С августа 1923 года входит в состав 3-й Студии МХТ (Вахтанговской) как актер (Юрий Завадский репетирует с ним роль Святого Антония, которую играет сам) и как режиссер.
Первой постановкой Алексея Попова в Театре имени Евгения Вахтангова стала «Комедии Мериме» (1924). Следующие его спектакли — «Виринея» Л. Сейфуллиной (1925) и «Разлом» Б. Лавренева (1927).
М.О. Кнебель, много работавшая с Поповым, впоследствии писала, что в «Виринее» обозначились такие черты режиссерского почерка Попова, как «чувство простонародного юмора» и взыскательный вкус. О спектаклях «Зойкина квартира» М. Булгакова и «Заговор чувств» Ю. Олеши — Кнебель говорила как о произведениях «образцового режиссерского вкуса».
Алексей Дмитриевич Попов работал в Театре Вахтангова до 1930 года, оказав огромное влияние на формирование художественно-эстетических позиций театра. Он нашел свой путь в режиссуре, в синтезе школ, казавшихся непримиримыми, — Владимира Немировича-Данченко, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда. Но покинул театр в связи с недовольством части учеников Вахтангова, которые обвиняли его в отдалении от сложившихся традиций.
В 1930 году Алексей Попов пришел в Театр Революции на постановку «Поэмы о топоре» Н. Погодина и в 1931 году стал его художественным руководителем . Поставленный им в Театре Революции спектакль «Ромео и Джульетта» в 1935 с М. Бабановой и М. Астанговым театроведы считали одним из лучших шекспировских воплощений не только в русском, но и в мировом театре.
Вскоре после этой премьеры он ушел из Театра Революции и возглавил Центральный театр Красной Армии.
Педагогическая деятельность А.Д. Попова началась еще в 1919 году. На протяжении долгого времени Попов совместно с М.И. Кнебель вел курс режиссуры. Среди его многочисленных учеников были и Георгий Товстоногов, и Анатолий Эфрос. С 1940 года А.Д. Попов был профессором ГИТИСа, а в 1961 году — его художественным руководителем.
Его последние годы жизни прошли под знаком осмысления пройденного творческого и жизненного пути: теоретические работы, педагогическая деятельность, работа над мемуарами позволили Попову точно и глубоко сформулировать «миссию актера и задачи режиссуры» на переломе столетия, вобравшего огромный опыт постижения театрального ремесла.
Алексей Дмитриевич Попов ушел из жизни 18 августа 1961 года.